Проект
Концепция образовательной области
"Искусство"
Рабочая группа: В. В. Алексеева,
В. И. Гараджа
Поэтому предлагаемый материал может быть расценен не столько как "добавления" или "изменения" имеющегося текста концепции, сколько как выявление главных стратегических акцентов образования и воспитания на трех ступенях школы именно с позиций культуры личности и с сохранением основ драматургии просвещения: непрерывность и преемственность образования, интеграция художественных предметов, вариативность и индивидуализация просветительского процесса.
2. Цели изучения образовательной области
Формирование художественной и духовной культуры учащихся предполагает развитие умений ценить и понимать. Прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и обществ; пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа; посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.
Целевые направления в начальной, основной и старшей школе можно обозначить следующими условными "девизами":
В начальной школе главное направление изучения искусства - формирование эмоциональных основ художественной деятельности и художественного восприятия как учебных форм эмоционального познания мира в системе искусств.
Изучение искусства в начальной школе позволяет учащимся:
Основой начальной ступени являются: изобразительное искусство, музыка, танец, театрализация, устное слово, сочинение сказок и стихов. Они образуют блок, в основе которого - музыкально-хороводные /групповые/ виды художественной деятельности в сочетании с танцевально-ритмическими занятиями и координацией движения, в том числе - на основе импровизации, a также - речь, музыка, пение, игры-драматизации, инсценировки с применением простых костюмов и масок.
В основной школе главное направление изучения искусства формирование художественной культуры, навыков понимания красоты в содержании разных видов искусства через освоение основ художественного восприятия и основ художественной деятельности.
Изучение искусства в основной школе позволяет учащимся:
В среднем возрастном звене /с 5 -6 по 8-9 классы/ - на первый план выходит наглядно-деятельный и наглядно-образный, практически-ориентированный подход к искусству и культуре в целом. Это возраст увлечения декоративно-прикладными искусствами (виды деятельности: лепка, керамика, вышивка, резьба, конструирование). Изобразительное искусство сохраняется, но интерес к нему резко упал на фоне возросшей эстетической оценки красоты "хорошо сделанной вещи".
В старшей школе главное направление изучения искусства - формирование потребности в оценке Прекрасного в природе, в искусстве, в личной жизни и обществе.
Изучение искусства в старшей школе позволяет учащимся:
В старшем возрастном звене - с 9-10/11-12/ классы на первый план выходит художественно-интеллектуальный подход к искусству, сосуществующим с возрастным прагматизмом в поисках профессиональной ориентации; это время начинающегося интереса к истории искусства, к поисковой художественной деятельности и стремления получить интегрированные художественные познания.
3. Характеристика основных изменений
содержания содержательной области
В силу специфики художественного материала для образовательной области "Искусство" проблема разгрузки не имеет кардинального значения. В отличие от других предметов, искусство является образной формой усвоения знаний в ситуации их эмоционально-эстетического переживания. Как "любимый предмет", искусство снимает нервно-психические перегрузки, восстанавливает положительный эмоциональный тонус ("терапия искусства"), не перегружает домашними заданиями, (которые создают в семье атмосферу единых эстетических интересов) и принимает "усекновение" художественного материала, обладая способностью к регенерации.
Кроме того, необходимо учитывать сравнительно недавнюю фундаментальную реконструкцию бывших предметов "Пение" и "Рисование" (ныне "Музыка" и "Изобразительное искусство и художественный труд"), выполненную, в частности, с учетом требования разгрузки.
Основные изменения содержания области "Искусство" заключаются в:
1) совершенствовании имеющегося содержания с позиций;
2) создании нового содержания как итога интеграции искусств и модульных систем.
Среди приобретений "Искусства" - сравнительно молодой курс для старшеклассников - "Мировая художественная культура" - новая интегрированная форма, не имеющая аналогов. Среди больших потерь -упразднение школьного театра как обязательной формы внеклассной деятельности.
Тревожит необъяснимое безразличие к масс-медиа в век фантастического расцвета и доступности аудиовизуальных средств. В школе нет художественного направления "фото" и "кино(видео)творчества", ставших ныне самыми популярными формами "народного творчества.
В силу специфики искусства в образовательной области нестандартно соотношение федерального, регионального, школьного и ученического компонентов. Расставляя в обратном порядке "компоненты", подчеркнем определяющую роль "ученического компонента" в соотношении со "школой", "регионом" и "федеральным центром".
Живой ребенок в течение своей школьной жизни и предопределяет живой своей сутью все особенности структуры обучения и развития средствами искусства. Перед нами две общности - "ребенок" и "искусство", т.е. единая общность возрастного развития, возрастных потребностей и подобных форм проявления детского творчества; и в то же время общность единой видовой структуры искусства, а значит общность его образных принципов. Всюду есть архитектура, начиная с образов юрты и вигвама; всюду человек нуждается в прикладных формах обслуживающего быт искусства; с поправкой на масштаб и технические особенности, всюду есть формы скульптуры и живописи; всюду есть рисунок, музыка, пение, танцевальные ритмы, индивидуальное и коллективное исполнительство.
Поэтому искусство имеет единую языковую систему на федеральном и региональном уровне; а значит - те же исторические принципы накопленного народом материала, ту же учебно-развивающую нагрузку, возложенную на "художественный образ" (иносказание содержания на языке формы); и те же две формы художественно-педагогической работы: организовывать и направлять творческую деятельность детей и развивать восприятие ими смысла художественных произведений на языке того или иного вида искусства. Но вся эта структура наполнена национальным художественным материалом, что позволяет "обжить" образовательную область искусства сугубо своими проблемами. Но в то же время, будучи "внутри" них, иметь возможность выйти на контакт с любым народом.
В отличие от филологии с ее закрытостью "другого языка", искусство владеет богатством "открытых языковых связей", что помогает решать через искусство и проблемы Неискусства.
Поэтому очень важно ввести в школе на протяжении всех лет обучения художественные параллели развития смысла "вечных ценностей", объединяющих людей, создавать ситуации объединения итогов художественной деятельности с детьми разных регионов и в первую очередь с федеральным центром; создать интегрированный художественно-исторический курс для старшеклассников, объединяющий в единых знаковых системах искусства материал национальной, русской и мировой художественной культуры.
Общий язык культуры, сохраняющий каждой нации особенности ее местных художественных традиций, способен сыграть роль подлинного языка общения народов, способствующего пониманию друг друга через вечные ценности, поселяя в сердце и разуме чувство взаимоуважения и любви.
4. Характеристика содержания образовательной области
За школьные годы с первого по выпускной класс учащиеся должны познакомиться со всеми видами искусства, составляющими базис современной культуры и культурного общения, а также с основными видами технологий творческой деятельности, включая современное их понимание.
Две основные формы образовательной области "Искусство" - творческая деятельности учащихся (в разных видах искусства) и художественное восприятие (произведений разных видов искусства) проходят сквозь все годы обучения в школе на базе учебных предметов "Изобразительное искусство", "Музыка" и "Мировая художественная культура". Обе формы, будучи всегда в паре, сходятся в подвижном соотношении друг с другом, уступая право лидерства на разных ступенях школы: в начальной и основной лидирует "творческая деятельность", в старшей школе - "художественное восприятие".
Ведущая проблематика содержания, которой оперирует "восприятие" и которая составляет смысловое разнообразие "творчества", сконцентрирована в произведениях национального и мирового искусства, в традициях народного искусства. Эта проблематика покоится на "вечных ценностях" искусства и жизни и являет собою:
ценности эстетические - красота, гармония, выражающая совершенство устроения мироздания, природы, человека; и ценности духовно-нравственные: добро, любовь, бескорыстие, взаимопонимание, жертвенность, поиск истины, идеала...; и - драма противостояния добра и зла (человек - общество - государство).
Содержание образовательной области "Искусство" сохраняет актуальные темы на протяжении всех лет обучения, но преображает их повышающимся уровнем владения художественными средствами, и выражает разное возрастное отношение детей к содержанию своего творческого труда.