В настоящее время школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Поэтому сегодня как никогда понятна, уместна и своевременна трактовка цели школьного художественного образования, появившаяся в гуманистических концепциях середины прошлого века (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская), сводящаяся в целом к формированию художественной культуры школьников как части их духовной культуры.
Специфика искусства как особого явления культуры обусловила появление в структуре школьного образования образовательной области "Искусство", которая представлена тремя дисциплинами; музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. Данные предметы выделены в самостоятельную образовательную область, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании школьников На изучение данных предметов в инвариантной.части Б УП выделено по 1часу в неделю с 1-8 классы . Предмет " Мировая художественная культура " изучается в 10-11 классах за счет времени вариативной части базисного учебного плана. В 5-9 классах изучение данного предмета может быть реализовано за счет часов школьного компонента на факультативных занятиях .
В соответствии с региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Новосибирской области реализацию содержания ОО"Искусство" в 8 классе рекомендуется завершить курсом "Мировая художественная культура", т.к. это дает возможность развития функциональной грамотности обучающихся и поддерживает систему элективных курсов гуманитарного направления профильного обучения. Курс МХК рассматривается как обобщение и систематизация знаний содержания ОО "Искусство" в основной школе на принципах общей эстетики, полихудожественности, интегративности Одновременно этот курс становиться основой для дальнейшего изучения МХК в старших классах с той целью, чтобы выпускник средней (полной) общеобразовательной школы обладал знаниями в этой области на мировозренческом ( культурологическом) уровне.
При реализации содержания ОО "Искусство" в начальной школе рекомендуются курсы по выбору - танец, театр, хоровое пение по 0,5 часа в каждом классе, что позволит решать вопросы коммуникации и оздоровления детей младшего школьного возраста.
Характерной чертой современного школьного художественного образования является его полипрограммность, вызванная стремлением к творческой вариативности, объединенная общим целепологанием и одинаковыми воспитательно-образовательными задачами.
Поэтому в концепции художественного образования намечены общие стратегические акценты воспитания и образования, которыми должен овладеть ученик в начальной, основной и старшей школы.
Начальная школа (1-4 классы)
Приобщение к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, развитие художественных способностей и художественного вкуса, формирование навыков и способов художественной деятельности.
Основная школа (5-9 классы.)
Воспитание художественной культуры школьников, формирование устойчивого интереса к искусству, развитие художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления, овладеть знаниями об искусстве и особенностях его воздействия на человека, приобретение художественно-творческой компетентности - юных художников, зрителей, исполнителей, слушателей.
Старшая школа (10-11 классы.)
Формирование целостного представления о роли искусства в процессе развития человечества, осознание общности разных видов искусства, активизация имеющегося опыта общения с искусством, применение комплекса знаний, умений, навыков при выполнении учебно-творческих задач, развитие опыта и творческой деятельности, приобретение компетентности в культурно-образовательной, коммуникативной и социально-эстетических сферах.
Преподавание предметов ведется по рабочим программам, построенным на основе примерных федеральных программ с учетом регионального и школьного компонентов, допускается возможность использования авторских программ и авторского планирования с учетом типа образовательного учреждения( гимназии, лицеи ,школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.) При планировании с целью сохранения единого образовательного пространства необходимо ориентироваться на проект Государственного образовательного стандарта, "Обязательный минимум содержания начального, основного, среднего полного образования", "Требования к уровню подготовки выпускников начального, основного, среднего полного образования по искусству".
Данные целевые направления в ОО "Искусство" реализуются через примерные учебные программы и учебники, разработанные на основе документов Министерства образования РФ
Музыкальное искусство
Важнейшим принципом организации учебного предмета "Музыкальное искусство" является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства. .Приоритетным направлением музыкального развития школьников следует считать освоение опыта творческой деятельности: хоровое исполнение, пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, импровизации, освоение элементов музыкальной грамоты.
Начальная общеобразовательная школа по предмету "Музыка" реализуется через 5 линий программ и учебников.
Все 4 линии программ гармонично сочетают концептуальную часть, где бережно сохранена живая мысль и взгляд Д.Б.Кабалевского. Прослеживаются сквозные темы:
- Композитор - исполнитель - слушатель.
- Интонация - развитие - формы.
- Музыкальный образ, музыкальная драматургия.
В новых вариантах примерных программ снято поурочное планирование, смягчены некоторые идеалогические постулаты, что связано с изменившимися условиями жизни нашего общества; обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся начальной школы.
Музыка. Начальная школа. 1 класс. Авторы: И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. (Сост. Е. О. Яременко). М., Дрофа 2001г., М., Просвещение, 2002.
Музыка. Начальная школа. 2-4 класс. Авторы: Э. Б. Абдуллин, И. В. Кадобнова, В. О. Усачева под научным рук. Д. Б. Кабалевского, М. Просвещение, 2002.
В основе программы логически соединены программа 1-3 и программа 1 кл. для 4-летней начальной школы "Искусство слышать". В программе усилен аспект изучения музыкального фольклора, духовной музыки.
В программе отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей младшего школьного возраста.Музыка. Начальная школа. 1-4 класс.
Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С М., Просвещение, 2002.
В основе программы художественно-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского, где урок музыки практикуется как урок искусства, нравственным стержнем которого является художественно-педагогическая идея; увлеченность, триединство деятельности, опора на отечественную музыкальную культуру. К реализации данной программы разработан полный учебно-методический комплект, а также методика работы с учебниками "Музыка"1-4 (пособие для учителя) М., Просвещение, 2002 тех же авторов.Программа "Музыкальное искусство" 1-4. Авторы: Кузьмина О. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. М., Просвещение, 2002.
Программа разработана в рамках модели образования "Начальная школа 21-го века" (под научным руководством проф. Н. Ф. Виноградова), базируется на концепции Д.Б.Кабалевского. Методологическая основа построения программы ( идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества)выводит на педагогическую технологию развивающего музыкального образования, т.е. вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями, пособиями для учителя и методиками.
Рассчитана на 1ч в неделю(1 класс-30ч; 2-4 классы - 34ч вгод).. Рекомендуется для школ с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий.Программа "Русский фольклор" (факультативный курс). Автор: Л. Л. Куприянова. М., Просвещение, 2002.и программа "Русская духовная музыка", 1-4 кл. Кошминой И.В .М, , "Владос", 2001, может быть использована параллельно с курсами по музыке и изобразительному искусству в классах с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий.
Основная общеобразовательная школа представлена 3-мя линиями программ и учебников
Примерная программа "Музыка" 5-8 кл. . Авторы: Н. Г. Коваленко, Г. П. Сергеев, Л. В. Школяр. М., Дрофа, 1998.
Программа "Музыка", 5-8 кл. под рук. Д. Б. Кабалевского, М., Просвещение, 2001 (ред1995)В основу программы положена концепция Д. Б. Кабалевского, направленная на освоение основных особенностей музыкального искусства, взаимосвязь музыки с другими видами искусства, русское музыкальное искусство. В новом варианте примерных программ обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся в основной школе. К реализации данной программы разработан полный учебно-методический комплект, тех же авторов.
Параллельно с курсами по музыке и изобразительному искусству в классах с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий. может быть использована программа "Русский фольклор" 5-8 класс (факультативный курс). Автор: Л. Л. Куприянова. М., Просвещение, 2002.
Изобразительное искусство
Учебный предмет "Изобразительное искусство" интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека.
Начальная общеобразовательная школа по изобразительному искусству представлена 2 основными линиями учебников и программ.
Программа "Изобразительное искусство", (В. С. Кузин и др.), М., Просвещение, 2000; Дрофа, 2000.
Задачей курса является развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к искусству. Предусмотрены виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему "Иллюстрирование", декоративная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и окружающей красоте. Даны примерные темы блоков уроков, примерное содержание уроков, знания и умения учащихся по классам.Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" (Б. М. Неменский и др.),М., Просвещение, 2000; М., Дрофа, 2000.
Главная задача программы - духовное развитие личности ребенка через единство и взаимодействие искусства с жизнью. Выделен три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Блоково-тематическое построение содержания - "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", принциппы повтора и возврата в процессе погружения в искусство, увлеченности искусством, синтез искусств.Неполная общеобразовательная школа по изобразительному искусству представлена 4 основными линиями учебников и программ.
Программа "Изобразительное искусство. 5-9 кл. (Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - 2-е изд.; стереотип. - М; Дрофа; 2000.
Задачей курса является развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к искусству. Предусмотрены виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему "Иллюстрирование", декоративная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и окружающей красоте. Даны примерные темы блоков уроков ,примерное содержание уроков, знания и умения учащихся по классам.Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", 5-9 кл. Б. М. Неменский и др. М., Просвещение, 2000; М., Дрофа, 2000.
В программе представлена система взаимодействия искусства с жизнью. Художественная деятельность находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала, прослушивание музыкальных и литературных произведений. Программа рассчитана 5-9 кл. по 2 часа в неделю, поэтому рекомендуется для школ с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий и профильных классов.Программа "Изобразительное искусство". Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл. Основы дизайна 5-9 кл. Под ред. В. С. Кузина, М., Дрофа, 2000.
Содержание курса "Рисунок" составляет рисование с натуры, по памяти, и по воображению различных предметов и явлений, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место - рисование с натуры.
Рекомендуемые учебные задания, темы являются примерными что позволяет учителю творчески подходить к реализации содержания. Данная программа рекомендуется для школ (классов) с углубленным изучением предметов ХЭЦ по 2 (3-4) часа в неделюПрограмма "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" 1-8 кл. под ред. Т. Я. Шпикаловой, Н. М. Сокольниковой, Н. Н. Светловской, Л. В. Ершовой, Г. А. Величкиной). М., Дрофа, 2000.
Цель и задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе. В основе структуры интегративного курса положен синкретический характер народного искусства, где содержание раскрывается по видам народного искусства. В программе даны формы и методы проведения занятий, примерные перечни художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ, требования к уровню подготовки выпускников начальной, основной, старшей школы.
Данная программа рекомендуется для школ (классов) с углубленным изучением предметов ХЭЦ по 2 часа в неделюМировая художественная культура
Курс "Мировая художественная культура" является завершающим в преподавании предметов эстетического цикла.
Основная общеобразовательная школа по МХК представлена 10 вариантами программ
Но с целью сохранения единого образовательного пространства рекомендуется программа "Мировая художественная культура" 5-11 класс (факультативный курс) под руководством Маранцмана В.Г., Изд. Интербук 1998.
Программа рассматривает курс МХК в системе гуманитарных дисциплин, развивает способность к интерпретации художественных произведений, позволяет сопоставлять разные способы видения мира и мотивировать расцвет каждого из искусств в определенный исторический период. Курс рассчитан на 68 часов.Учебно-методическое сопровождение
Данилова Г.И. "Мировая художественная культура" 5-6 класс Изд. Магистр 1999-2000.
Данилова Г.И. "Мировая художественная культура" 7-8 класс Изд. Магистр 1999-2000. Средняя (полная) общеобразовательная школа представлена программой тех же авторов
"Мировая художественная культура" 10 -11 класса под рук. Маранцмана В.Г. Изд. Интербук 1998г.
Программа знакомит с видами искусства (10 кл.) и дает историческую панораму развития художественной культуры (11 кл.). Заложен принцип вариативности, материал дан в максимальном объеме на 68 часов. Учителю предоставляется право самостоятельно выделять время.
- Первые два учебника предназначены для основной школы. Учебник для 10 класса - логично и целесообразно использовать с 9 класса, поскольку он позволяет систематизировать знания, полученные в среднем звене и одновременно является пропедевтическим курсом ко второму концентру, где проблемы художественной культуры изучаются на философском уровне.
Данные учебники выстроены на тех же концептуальных основаниях, что и базовые программы по искусству в среднем звене. (Кабалевского Д., Неменского Б.) Тем самым обеспечивается принцип целостности и приемственности в обучении.
Для школ с углубленным изучением предметов ХЭЦ, лицеев, гимназий, профильных классов для расширения культурного горизонта учащихся предлагаются следующие программы:
Солодовников Ю.А. "Человек в мировой культуре" 6,7,8 кл. М., Просвещение, 1995 -2000 Емахонова Л.Г. "Мировая художественная культура" М., 1999. Лисичкина О.Б. . "Мировая художественная культура" С.-Петербург ч.1- 1997-ч.2 -1999. Рапацкая Л.А. "Мировая художественная культура"5-9, 10-11 Изд. Владос., М.1999. Рабочие тетради Вачьянца А.М. под серийным названием "Вариации прекрасного". Издано 5 выпусков данных тетрадей. Изд. АЗ и МСК, М, 1999-2000. Рабочая тетрадь. Ванюшкиной Л.М. и Копыловой Л.Ю. "Мировая художественная культура - век просвещения" С. -Петербург. МИО Пресс 1999. Рекомендации подготовила методист кафедры ОО "Искусство" и "Технология" Артамонова Зоя Сергеевна