Примерная памятка для самоанализа урока учителем.
( по Поташнику М.М. )
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
- Какие задачи решались на уроке;
- образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития?
- Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
- На каком содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
- Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так ?
- Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
- Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
- За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
- Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Самоанализ урока учителем.
( по Шамовой Т.И. )
- Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
- Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
- Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
- Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
- Показать , как другие этапы работали на главный этап.
- Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
- Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока.
( по Куриленко Т.М.)
- Была ли достигнута цель урока?
- Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
- Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
- Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
- Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
- Какие были недостатки в ходе урока и почему?
- Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?