Концепция "Сибириана"
для общеобразовательных учреждений Новосибирской области

И.Ю. Мельникова,
А.И. Лукин,
О.В. Петровская.

Вводимый в базисные учебные планы образовательных учреждений региональный компонент по Новосибирской области определяет в качестве главной цели "формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций". Поставленная цель позволяет определить круг задач, стоящих перед школами региона, а именно:

  • формирование у учащихся осознанного самоопределения во всех сферах жизнедеятельности Новосибирской области;
  • формирование готовности сознательного включения себя в решение проблем регионального развития;
  • воспитание высококультурного природопользователя, ведущего здоровый образ жизни в условиях Сибири;
  • приобщение учащихся к культурным (материальным и духовным) ценностям, традициям и достижениям региона.

Основные принципы, определяющие структуру и содержание курса, представляются следующими:

  1. Структура "Сибирианы" строится на принципах преемственности и уровневого подхода и представляется в виде трех блоков: I - пропедевтический (начальная школа - 3 или 4 класс); II - систематический (основная школа - 5-9 классы); III - проблемно-проектный (полная школа - 10-11 классы). Каждому блоку присущи свои особенности (задачи, технологии, язык, методические приемы), учитывающие возрастную психологию и уровень мышления обучаемых. На первом этапе обучения "Сибириана" предстает как яркая живописная панорама региона, написанная "широкими мазками". В среднем звене картина приобретает детали, подробности, нюансы, благодаря чему представления о родном крае конкретизируются и уточняются.

В старших классах происходит осмысление содержания этой "картины" на мировоззренческом и проектном уровне мышления. Таким образом осуществляется диалектический закон мышления: от общего к частному, и от частного к общему (на новом уровне).

  1. Принцип интегративности предполагает не только внутри предметную интеграцию и межпредметные связи, но и устойчивый синтез конкретно-научного, образно-художественного и философского способов познания.

В области содержания интеграция призвана обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.

  1. Принцип историзма обеспечивает: 1) возможность изучить опыт предков по освоению Сибири, выявить генезис культуры природопользования, знать этическую историю коренных народов, видеть развитие связей сибирского региона с мировыми цивилизациями; 2) благодаря историческому подходу облегчаются межпредметные связи, т.к. на базе истории (как синтезированной науки) можно легко интегрировать информацию из различных областей знаний.
  2. Принцип деятельностного подхода и формирования креативного мышления.

Чтобы помочь человеку максимально реализовать свои способности в региональном социуме, необходимо вырабатывать с малых лет привычку к созидательной, творческой деятельности, умение применять полученные знания в самостоятельной трудовой практике. Этот подход должен быть ведущим лейтмотивом всей программы, начиная с наблюдения за погодой и изготовлением поделок из сибирского природного материала в 3-м классе и заканчивая защитой самостоятельно разработанных старшеклассниками научных и художественных проектов по региональной проблематике. Деятельностный подход предполагает интегративную связь научно-теоретических предметов с технологическими и художественными дисциплинами. Да и в рамках одного предмета необходимо чаще практиковать творческие задания, требующие проявления неординарности мышления, оригинальности идей и замыслов.

Пропедевтический блок "Сибирианы"
(3 или 4 класс)

"Наша родина - Сибирь"

Цель курса:заложить основы знаний о своей "малой родине", и ее природе, людях, ее достижениях и проблемах, создать целостный, ярко запоминающийся ребенком образ сибирского края. Главной задачей программы следует считать воспитательную: необходимо с малых лет прививать любовь к своему малому отечеству, гордость за достижения земляков-новосибирцев, воспитывать бережливое отношение к природе, уважения к культуре разных народов, населяющих Новосибирскую область. Укорененность человека в его реальном социально-культурном пространстве способствует формированию в нем истинного патриотизма.

Познавательная сторона имеет не абстрактно-теоретический, а жизненно-практический характер, обращена к личному опыту и уже имеющихся знаний детей. В программе содержится информация из различных отраслей знаний (гуманитарных, естественнонаучных, художественных), которая осваивается на эмоционально-образном уровне. Она позволяет третьекласснику конкретизировать пространственные и временные представления в масштабах региона, знать корни свои, видеть отражение истории края в судьбах отдельных людей.

Принцип развивающего обучения реализуется через интегративный подход. Наряду с научно-познавательным освоением информации целесообразно использовать художественно- практический деятельностный способ познания регионального материала: ролевая игра, сюжетные рисунки учащихся, подвижные игры, танцы, моделирование. Обратная связь должна выходить за рамки репродуктивности, полученная информация тут же используется в творческой деятельности учащихся, как в научной, так и в художественной. Так, исследовательскую работу - наблюдения за климатом, растениями, создание гербария и т.п. дети сочетают с изучением фольклора, посвященного природе. Через миф, сказку, легенду они знакомятся с тысячелетним опытом народной педагогики, которая всегда воспитывала у подрастающего поколения экологическое сознание.

Изучая жизнь коренных и пришлых народов, дети через художественное творчество, театрализацию, подвижные игры и т.п. сами моделируют их быт, обычаи и нравы начинают глубже познавать национальный характер, менталитет, уважать самобытную культуру. Тем самым закладывается основа подлинного интернационализма.

В курсе раскрывается понятие "сибиряк" с точки зрения валеологии и основ безопасности жизни. На примерах достижений Новосибирских спортсменов-олимпийцев дети имеют представление о том, каким должен быть здоровый сибиряк.

Исторический материал дается эпизодически. Здесь важно добиться у детей ощущения того, что судьба "малой родины" тесно переплетается с судьбами их родственников, предков. Ребята проводят маленькие исследования на основе расспросов у родных, фотоматериалов из семейных альбомов, писем, информации из старых газет. Безусловно, жизнь знаменитых и простых Новосибирцев, их подвиги во славу Новосибирской области вызывает у ребят чувство гордости, патриотизма. Но не менее важно, чтобы они видели реальную жизнь в противоречиях и проблемах, которые необходимо преодолевать и настоящим и будущим созидателям.

Блок "Сибирианы"
для 5-9 классов

"Сибирь - пространство и история"

В среднем звене осуществляется подробное изучение регионального аспекта в различных сферах: в географии, экономике, культуре и др. По сравнению с пропедевтикой данный блок предполагает постепенный переход эмоционально-образного к рациональному обучению на основе методов конкретных наук, в том числе метода научного исследования. Региональный компонент распределяется по базисным предметам федеральных программ: гуманитарные (история, граждановедение, литература, МХК, ИЗО), естественнонаучные (физическая и экономическая география, биология, экология). Ребята подробно изучают географию (климат, флору и фауну), историю родного края, знакомятся с системой управления в области, демографической и социальной обстановкой, получают представление и состоянии природных ресурсов, получают основы знаний по экологии и безопасности жизни, ориентируясь на местные условия.

В практической части предусмотрено проведение историко-этнографических, географических, экологических исследований и наблюдений, трудовой практики по озеленению и дизайну. Внеурочная деятельность проводиться в виде различных тематических экскурсий (например: посещение Академгородка, других научных учреждений, метео и биостанций, экологических постов наблюдения, выходы в творческие мастерские, театральные студии и т.д.).

Хотя в основе педагогической технологии на данном этапе лежит принцип предметного центризма; однако для сохранения целостности восприятия и представления рекомендуется по возможности использовать интегративный подход. Естественнонаучные предметы, например, интегрируются в связке "экономическая география - биология - экология", гуманитарные - по схеме "история - литература - предметы ХЭЦ".

Исторический подход к изучению регионального компонента на данном этапе вполне объяснимо: во-первых, история нашего края синхронизируется со всемирной и отечественной в рамках федеральных программ; во-вторых, история как предмет, синтезирующий научный факт и художественный образ, позволяет осуществлять интеграцию с литературой, МХК, предметами художественного цикла; в-третьих, уже изданы и готовятся к печати программы и учебники по региональной истории, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения в школьные программы регионального компонента.

Возможно использование интеграции истории и естественнонаучных дисциплин, например: история-география-экология. Это важно для раскрытия отношения "человек-природа-общество", для формирования исторического сознания как сознания экологического.

Блок "Сибирианы"
для 10-11 классов

"Сибирь на пороге 21 века"

В 10-11 классах происходит завершение всей учебной серии "Сибирианы". Этот блок посвящен изучению ключевых проблем экономической, социальной жизни сибирского региона и в частности, Новосибирской области в конце 20 и на кануне 21 века. Здесь уместнее связь компонента с базовым теоретическим курсом "Обществознание" ("Человек и общество"). На основе знаний, полученных в среднем звене, учащиеся могут теперь обобщить региональный информационный материал, но и более глубоко осмыслить его на новом мировоззренческом уровне. На данном этапе происходит переход от получения нормативных знаний к практическому их использованию в процессе обсуждения актуальных проблем сибирской жизни и самостоятельных поисков путей их решения. С этой целью все больше внимание и время уделяется для выполнения творческих заданий, деловых игр, для разработки собственных проектов в различных областях - экономической, экологической, культурной и др. Это должно способствовать облегчению решения проблемы профессионального самоопределения, для старшеклассников, помочь ему найти место и реализовать свои способности в региональном социуме.

Большое значение в этой связи приобретают специальные курсы и факультативы по сибиреведению, проводимые не только школьными преподавателями, но и приглашенными специалистами из Новосибирских ВУЗов и культурных учреждений. В рамках спецкурса "Сибирь на пороге 21 века" старшеклассники обсуждают современные проблемы экономической и социальной жизни Новосибирской области, проигрывают различные ситуации в деловых играх, работают с компьютерными программами. В 11 классе учащиеся выполняют и защищают свои (индивидуальные и групповые) проекты по экономике, управлению, маркетингу, статистике, экологии и др., а художественно подготовленные ребята работают над проектами по архитектуре и дизайну городов и поселков Новосибирской области.

Учащиеся с гуманитарно-художественным уклоном посещают спецкурс "Современная культурная жизнь в Новосибирской области". Этот курс может входить как компонент предмета МХК. Проводится он в неформальной обстановке (в виде клуба "культурных сибиряков", "посиделок", литературно-музыкальной "Горницы", художественной гостиной и т.п.). Так обсуждаются проблемы культурной жизни города и области, происходит обмен впечатлениями по поводу событий в сфере искусства (фестивалей, премьер, вернисажей, презентаций книг и т.д.). Ребята сами участвуют в самодеятельном творчестве, проводят вечера музыки и поэзии, фольклора и современного театра.