Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе. Закон об образовании

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

    1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
    2. К компетенции образовательного учреждения относятся:
        1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
        2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;
        3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
        4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
        5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
        6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
        7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
        8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
        9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей;
        10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
        11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;
        12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
        13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
        14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и настоящим Законом;
        15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством об аккредитации;
        16) осуществление текущего контроля успеваемостии промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
        17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
        18) обеспечение в образовательном учреждении интернатского типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
        19) создание в образовательных учреждениях необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
        20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
        21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
        22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.
    3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
        1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
        2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
        3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
        4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников в образовательном учреждении;
        5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современные требования, предъявляемые к управлению образовательным учреждением, требуют от административного и педагогического корпуса грамотных подходов к организации образовательного процесса.

 

  • В пункте 2.7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Следовательно, рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

 

  • Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога.

 

  • Основными документами, определяющими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:
  1. государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компоненты);
  2. базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам;
  3. типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана.

 

  • На основе приведенных документов школа составляет собственную образовательную программу.

Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения.

Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности.

Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

 

  • Рабочая программа учебного предмета – это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Образовательная программа – это нормативно управленческий документ образовательного учреждения, который характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Закон «Об образовании», ст. 9

 

Рабочая программа – это нормативно  управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине.

Закон «Об образовании», ст. 32

 

Структура рабочей программы

  1. Титульный лист рабочей программы
  2. Наименование ОУ (согласно Устава)
  3. Утверждаю: (директор № приказа)
  4. Принято: (педагогический совет, методсовет) № протокола, дата
  5. Рассмотрено на заседании предметной кафедры (№ протокола, дата)
  6. Рабочая программа по (название учебного предмета)
  7. Составитель программы
  8. Год 

Пояснительная записка (содержит сведения)

 

Уровень рабочей программы (базовый, профильный, углублённый)

  • О соответствии рабочей программы Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
  • О примерной программе, на основе которой составлена рабочая программа
  • О целях образования для конкретного класса
  • О требованиях к уровню подготовки учащихся для конкретного класса

 

Тематический план (основное содержание)

 

  • Перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на изучение
  • Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
  • Контрольные, лабораторные, практические работы (количество), перечень экскурсий
  • Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания, умения)

Календарно-тематический план

  • Порядковый номер урока
  • Название раздела, темы, урока
  • Количество часов
  • Тип урока
  • Элементы содержания
  • Требования к уровню подготовки (знать, уметь)
  • Виды контроля, измерители
  • Элементы дополнительного содержания
  • Форма урока (экскурсия, ролевая игра, круглый стол, конференция, дискуссия, диспут…)
  • Средства наглядности (ИКТ, демонстрации, оборудование, таблицы, иллюстрации, интерактивная доска, учебник…)
  • Домашнее задание
  • Дата (по плану, фактически) 

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Основные вопросы, рассматриваемые

на уроках

Основные понятия

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

Методы и формы работы

Литература. Оборудование

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы 

  1. Литература основная и дополнительная для учителя и учащихся
  2. Медиаресурсы
  3. Оборудование
  4. Программное обеспечение
  5. Дидактические материалы