Сравнительный анализ базисных учебных планов 1998 г. и 2004 г.
   

Сравнительный анализ базисных учебных планов 1998 г. и 2004 г.

 

 

БУП – 98

(приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 322)

ФБУП – 2004

(Приказ МО РФ от 09.03. 2004 г. № 1312)

Соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1235), основного общего (приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1236) и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 г. №56).

Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 ) и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений

Определение статуса документа

Нормативный документ, определяющий распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, обязательную минимальную нагрузку учащихся, максимальный объем учебной нагрузки учащихся на каждый год обучения, условия финансирования

Нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и по учебным годам

Распределение часов

Определяет недельное распределение часов на образовательную область, что дает возможность образовательному учреждению:

  •   распределять количество часов на изучение того или иного предмета внутри образовательной области;

  •   строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности

Вводит годовое распределение часов на изучение предметов, что дает возможность образовательному учреждению:

  •   перераспределять нагрузку в течение учебного года;

  •   использовать модульный подход;

  •   строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности

Структура учебного плана

Состоит из двух частей:

  •   инвариантной (федеральный компонент),

  •   вариативной (региональный и школьный компонент)

Устанавливает, что в каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области “Математика” и предметов физики и химии, может быть выделено 10 – 15% времени на региональный компонент содержания образования

Нормативно устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

  •   федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

  •   региональный (национально-региональный) компонент- не менее 10%;

  •   компонент образовательного учреждения – не менее 10%

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента ОУ по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом РФ с учетом того, что на компонент ОУ отводится не менее 10%

Образовательное учреждение не может уменьшать количество часов на соответствующую образовательную область или исключить какую-либо из них

Образовательное учреждение не может уменьшать количество часов на соответствующие учебные предметы федерального компонента или исключить какой-либо из них

Число часов на вариативную часть определено для пятидневной и шестидневной недели

Число часов на региональный (национально-региональный) компонент и компонент ОУ определен для пятидневной и шестидневной недели

Продолжительность недели

Образовательное учреждение самостоятельно принимает решение о работе в режиме 5-дневной или 6-дневной учебной недели на основании его Устава, договора с его учредителем, с учетом мнения участников образовательного процесса, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178 - 02”

(типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196)

Образовательное учреждение самостоятельно определяет продолжительность учебной недели на основании его Устава, договора с его учредителем, с учетом мнения участников образовательного процесса, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178 - 02”

(типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196)

Деление классов на группы при проведении учебных занятий

При проведении учебных занятий по “Иностранному языку” (4-11 классы), “Трудовому обучению” (5 -11 кл.), “Физической культуре” (10 – 11 кл) по “Основам информатики и вычислительной техники”, “Физике”, “Химии” (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью

При проведении учебных занятий по “Иностранному языку” (2-11 классы), “Технологии” (5 -11 кл.), а также по “Информатике и ИКТ”, “Естествознанию”, “Физике”, “Химии” (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью Рекомендуется деление 9 классов на группы при организации предпрофильной подготовки

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью

Финансирование

БУП финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки

БУП финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки

Начальное общее образование

БУП ориентирован на трехлетний и четырехлетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования; при этом основным вариантом становится 4-х-летняя школа.

Ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования

Продолжительность урока:

  •   1 кл. – 35 минут

  •   2 – 4 кл. – 35 – 45 минут (должно быть прописано в уставе образовательного учреждения)

Вариативная часть для 3-летнего и 4-летнего срока обучения определена для 6-дневной и 5-дневной учебной недели;

Ее часы используются:

  •   на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях для углубленного изучения,

  •   для организации факультативов, курсов по выбору,

  •   для проведения индивидуальных и групповых занятий

При 5-дневной учебной неделе с 1 по 4 классы реализуется только федеральный компонент.

При 6-дневной учебной неделе региональный (национально-региональный) компонент и компонент ОУ определен для 2 – 4 кл.

Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента ОУ могут использоваться

  •   для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана,

  •   для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов,

  •   для проведения индивидуальных и групповых занятий,

  •   для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и др.

Изменения в составе учебных предметов

Изучение иностранного языка (при наличии определенных условий) обеспечивается за счет вариативной части БУП со второго класса

Учебный предмет “Иностранный язык” изучается со 2 класса и включен в федеральный компонент ФБУП

Образовательный компонент “Окружающий мир” может быть представлен в двух вариантах:

  •   интегрированным курсом “Окружающий мир” с 1 по 4 кл.;

  •   курсом “Окружающий мир” в 1 – 2 кл., природоведением и предметом “Введение в историю” в 3 – 4 кл.

Интегрированный учебный предмет “Окружающий мир (человек, природа, общество)” изучается с 1 по 4 класс. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности

“Информатика” представлена в учебном плане УМК “Школа 2100”; преподавание информатики ведется за счет часов вариативной части, начиная со второго полугодия первого класса

“Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” изучаются в 3 и 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета “Технология (Труд)”

В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство, музыка или интегрированный курс “Изобразительное искусство и художественный труд”

Учебные предметы “Искусство (Музыка и ИЗО)” и “Технология (Труд)” изучаются с 1 по 4 класс.

Часы, отведенные в 1 и 2 классах на преподавание учебного предмета “Искусство (ИЗО)” (1 час в неделю) и “Технология (труд)” (1 час в неделю), по решению ОУ могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета “Изобразительное искусство и художественный труд” (2 часа в неделю)

Технология в начальной школе может быть представлена в двух вариантах:

  •   трудовое обучение с 1 по 4 класс;

  •   интегрированные курсы “Математика и конструирование” и “Изобразительное искусство и художественный труд” с 1 по 4 класс

Основное общее образование

БУП для 5 – 9 кл. ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.

ФБУП для 5 – 9 кл. ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.

Расчет ведется исходя из 34 учебных недель

ФБУП основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Образовательное учреждение по согласованию с учредителем может изменить продолжительность учебного года в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 мин.

Инвариантная часть (федеральный компонент) представлена образовательными областями и минимальным количеством часов на их изучение, распределенным по классам (с 5 по 9): филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.

В федеральном компоненте определены учебные предметы федерального компонента государственного стандарта общего образования (5 – 9 классы) и количество учебных часов на их изучение

Изменения в составе учебных предметов

Изучение информатики с 7 по 9 кл. возможно за счет часов вариативной части

“Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” как самостоятельный учебный предмет изучается с 8 класса: 8 кл. – 1 час в неделю, 9 кл. – 2 часа в неделю

Образовательный компонент “Обществознание” изучается с 8 по 9 класс по 1 часу в неделю

Интегрированный учебный предмет “Обществознание”, включающий содержательные разделы: общество, человек, социальная сфера, политика, экономика и право, изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю ;

Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов) на ступени основного общего образования

На изучение “Географии” на ступени основного общего образования определено 8 часов

Учебный предмет “География” сокращен на 1 час на ступени основного общего образования

На изучение “Биологии” на ступени основного общего образования определено 8 часов

Учебный предмет “Биология” сокращен на 1 час на ступени основного общего образования

В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (5 – 8 кл.)

Учебный предмет “Искусство (Музыка и ИЗО)” изучается с 5 по 9 класс

Образовательная область “Технология” включает технологию, трудовое и профессиональное обучение, черчение и представлена в БУП с 5 по 8 класс по 2 часа в неделю и в 9 кл. – 3 часа в неделю

Учебный предмет “Технология” построен по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона и представлен в учебном плане с 5 по 7 кл. по 2 часа в неделю, 8 кл. – 1 час

Часы учебного предмета “Технология” в 9 классе передаются в компонент ОУ для организации предпрофильной подготовки

Курс ОБЖ изучается на ступени основного общего образования за счет часов школьного компонента

Учебный предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” изучается как самостоятельный в 8 классе 1 час в неделю;

Содержание предмета, связанное с правовыми аспектами военной службы, перенесено в учебный предмет “Обществознание”

Увеличение количества часов на образовательную область “Физическая культура” возможно за счет вариативной части Регионального учебного плана, в том числе в классах, реализующих программы физического воспитания учащихся, основанные на одном из видов спорта (1-11 классы), в которых осуществляется деление на две группы. Может преподаваться интегрированный курс физической подготовки, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях

Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях – из компонента ОУ, на преподавание учебного предмета “Физическая культура”

На ступени основного общего образования региональный (национально-региональный) компонент представлен учебным предметом “Черчение”:

  •   в 8 или 9 классе в объеме 35 часов;

  •   в 8 и 9 классах в объеме 70 часов

Среднее (полное) общее образование

Структура учебного плана

Инвариантная часть (федеральный компонент) представлена образовательными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.

Инвариантная часть гарантирует овладение минимума обязательного содержания среднего (полного) общего образования.

Инвариантная часть федерального компонента представлена обязательными базовыми учебными предметами: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история , физическая культура, интегрированный учебный предмет обществознание (включающий экономику и право), интегрированный учебный предмет естествознание.

Остальные учебные предметы, входящие в вариативную часть федерального компонента изучаются по выбору

Профильные общеобразовательные учебные предметы, входящие в вариативную часть федерального компонента, – учебные предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения

Совокупность выбранных базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента учебного плана образовательного учреждения

Региональный компонент представлен предметами “Экономика” и “Русский язык”

Региональный (национально-региональный) компонент для образовательных учреждений Архангельской области представлен учебным предметом “Экономика”

Часы вариативной части учебного плана могут быть использованы на:

  •   изучение курсов по выбору;

  •   факультативные курсы;

  •   индивидуальные и групповые занятия;

  •   увеличение часов, отводимых на образовательные области, образовательные компоненты, учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

  •   на занятия активно-двигательного характера;

  •   на занятия с проектной, исследовательской, экскурсионной и т.п. нетрадиционными формами учебной деятельности

Часы компонента образовательного учреждения отводятся на изучение элективных учебных предметов (обязательных учебных предметов по выбору учащихся) из расчета не менее 8 часов в неделю за два года обучения в профильном классе;

Часы компонента образовательного учреждения используются для:

  •   преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением;

  •   проведение учебных практик и исследовательской деятельности;

  •   осуществления образовательных проектов;

  •   увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента

Учебная нагрузка

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе составляет 36 часов.

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе составляет 33 часа.

В малокомплектных и однокомплектных школах предлагается организовать в классе по две профильные группы. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося 10-го и 11-го классов составляет 32 часа в неделю, из них 26 часов отводится на совместное изучение предметов двумя группами и по 6 часов на каждый профиль

Совокупное учебное время, отведенное на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные+профильные+базовые по выбору) не должно превышать 2100 часов за два года обучения; если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

Региональный (национально-региональный) компонент составляет 140 часов за два учебных года.

Компонент образовательного учреждения составляет не менее 280 часов за два учебных года

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе составляет 36 часов.

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе составляет 35 часов.