БУП – 98
(приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 322) |
ФБУП – 2004
(Приказ МО РФ от 09.03. 2004 г. № 1312) |
Соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1235), основного общего (приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1236) и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 г. №56). |
Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 ) и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений |
Определение статуса документа |
Нормативный документ, определяющий распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, обязательную минимальную нагрузку учащихся, максимальный объем учебной нагрузки учащихся на каждый год обучения, условия финансирования |
Нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и по учебным годам |
Распределение часов |
Определяет недельное распределение часов на образовательную область, что дает возможность образовательному учреждению:
|
Вводит годовое распределение часов на изучение предметов, что дает возможность образовательному учреждению:
-
перераспределять нагрузку в течение учебного года;
-
использовать модульный подход;
-
строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности |
Структура учебного плана |
Состоит из двух частей:
Устанавливает, что в каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области “Математика” и предметов физики и химии, может быть выделено 10 – 15% времени на региональный компонент содержания образования |
Нормативно устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
-
федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
-
региональный (национально-региональный) компонент- не менее 10%;
-
компонент образовательного учреждения – не менее 10% |
|
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента ОУ по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом РФ с учетом того, что на компонент ОУ отводится не менее 10% |
Образовательное учреждение не может уменьшать количество часов на соответствующую образовательную область или исключить какую-либо из них |
Образовательное учреждение не может уменьшать количество часов на соответствующие учебные предметы федерального компонента или исключить какой-либо из них |
Число часов на вариативную часть определено для пятидневной и шестидневной недели |
Число часов на региональный (национально-региональный) компонент и компонент ОУ определен для пятидневной и шестидневной недели |
Продолжительность недели |
Образовательное учреждение самостоятельно принимает решение о работе в режиме 5-дневной или 6-дневной учебной недели на основании его Устава, договора с его учредителем, с учетом мнения участников образовательного процесса, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178 - 02”
(типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196) |
Образовательное учреждение самостоятельно определяет продолжительность учебной недели на основании его Устава, договора с его учредителем, с учетом мнения участников образовательного процесса, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178 - 02”
(типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196) |
Деление классов на группы при проведении учебных занятий |
При проведении учебных занятий по “Иностранному языку” (4-11 классы), “Трудовому обучению” (5 -11 кл.), “Физической культуре” (10 – 11 кл) по “Основам информатики и вычислительной техники”, “Физике”, “Химии” (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью |
При проведении учебных занятий по “Иностранному языку” (2-11 классы), “Технологии” (5 -11 кл.), а также по “Информатике и ИКТ”, “Естествознанию”, “Физике”, “Химии” (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью Рекомендуется деление 9 классов на группы при организации предпрофильной подготовки
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью |
Финансирование |
БУП финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки |
БУП финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки |
Начальное общее образование |
БУП ориентирован на трехлетний и четырехлетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования; при этом основным вариантом становится 4-х-летняя школа. |
Ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования |
|
Продолжительность урока:
|
Вариативная часть для 3-летнего и 4-летнего срока обучения определена для 6-дневной и 5-дневной учебной недели;
Ее часы используются:
-
на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях для углубленного изучения,
-
для организации факультативов, курсов по выбору,
-
для проведения индивидуальных и групповых занятий |
При 5-дневной учебной неделе с 1 по 4 классы реализуется только федеральный компонент.
При 6-дневной учебной неделе региональный (национально-региональный) компонент и компонент ОУ определен для 2 – 4 кл.
Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента ОУ могут использоваться
-
для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана,
-
для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов,
-
для проведения индивидуальных и групповых занятий,
-
для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и др. |
Изменения в составе учебных предметов |
Изучение иностранного языка (при наличии определенных условий) обеспечивается за счет вариативной части БУП со второго класса |
Учебный предмет “Иностранный язык” изучается со 2 класса и включен в федеральный компонент ФБУП |
Образовательный компонент “Окружающий мир” может быть представлен в двух вариантах:
-
интегрированным курсом “Окружающий мир” с 1 по 4 кл.;
-
курсом “Окружающий мир” в 1 – 2 кл., природоведением и предметом “Введение в историю” в 3 – 4 кл. |
Интегрированный учебный предмет “Окружающий мир (человек, природа, общество)” изучается с 1 по 4 класс. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности |
“Информатика” представлена в учебном плане УМК “Школа 2100”; преподавание информатики ведется за счет часов вариативной части, начиная со второго полугодия первого класса |
“Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” изучаются в 3 и 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета “Технология (Труд)” |
В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство, музыка или интегрированный курс “Изобразительное искусство и художественный труд” |
Учебные предметы “Искусство (Музыка и ИЗО)” и “Технология (Труд)” изучаются с 1 по 4 класс.
Часы, отведенные в 1 и 2 классах на преподавание учебного предмета “Искусство (ИЗО)” (1 час в неделю) и “Технология (труд)” (1 час в неделю), по решению ОУ могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета “Изобразительное искусство и художественный труд” (2 часа в неделю) |
Технология в начальной школе может быть представлена в двух вариантах:
|
Основное общее образование |
БУП для 5 – 9 кл. ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. |
ФБУП для 5 – 9 кл. ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. |
Расчет ведется исходя из 34 учебных недель |
ФБУП основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Образовательное учреждение по согласованию с учредителем может изменить продолжительность учебного года в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 мин. |
Инвариантная часть (федеральный компонент) представлена образовательными областями и минимальным количеством часов на их изучение, распределенным по классам (с 5 по 9): филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей. |
В федеральном компоненте определены учебные предметы федерального компонента государственного стандарта общего образования (5 – 9 классы) и количество учебных часов на их изучение |
Изменения в составе учебных предметов |
Изучение информатики с 7 по 9 кл. возможно за счет часов вариативной части |
“Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)” как самостоятельный учебный предмет изучается с 8 класса: 8 кл. – 1 час в неделю, 9 кл. – 2 часа в неделю |
Образовательный компонент “Обществознание” изучается с 8 по 9 класс по 1 часу в неделю |
Интегрированный учебный предмет “Обществознание”, включающий содержательные разделы: общество, человек, социальная сфера, политика, экономика и право, изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю ;
Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов) на ступени основного общего образования |
На изучение “Географии” на ступени основного общего образования определено 8 часов |
Учебный предмет “География” сокращен на 1 час на ступени основного общего образования |
На изучение “Биологии” на ступени основного общего образования определено 8 часов |
Учебный предмет “Биология” сокращен на 1 час на ступени основного общего образования |
В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (5 – 8 кл.) |
Учебный предмет “Искусство (Музыка и ИЗО)” изучается с 5 по 9 класс |
Образовательная область “Технология” включает технологию, трудовое и профессиональное обучение, черчение и представлена в БУП с 5 по 8 класс по 2 часа в неделю и в 9 кл. – 3 часа в неделю |
Учебный предмет “Технология” построен по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона и представлен в учебном плане с 5 по 7 кл. по 2 часа в неделю, 8 кл. – 1 час
Часы учебного предмета “Технология” в 9 классе передаются в компонент ОУ для организации предпрофильной подготовки |
Курс ОБЖ изучается на ступени основного общего образования за счет часов школьного компонента |
Учебный предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” изучается как самостоятельный в 8 классе 1 час в неделю;
Содержание предмета, связанное с правовыми аспектами военной службы, перенесено в учебный предмет “Обществознание” |
Увеличение количества часов на образовательную область “Физическая культура” возможно за счет вариативной части Регионального учебного плана, в том числе в классах, реализующих программы физического воспитания учащихся, основанные на одном из видов спорта (1-11 классы), в которых осуществляется деление на две группы. Может преподаваться интегрированный курс физической подготовки, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях |
Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях – из компонента ОУ, на преподавание учебного предмета “Физическая культура” |
|
На ступени основного общего образования региональный (национально-региональный) компонент представлен учебным предметом “Черчение”:
|
Среднее (полное) общее образование |
Структура учебного плана |
Инвариантная часть (федеральный компонент) представлена образовательными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.
Инвариантная часть гарантирует овладение минимума обязательного содержания среднего (полного) общего образования. |
Инвариантная часть федерального компонента представлена обязательными базовыми учебными предметами: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история , физическая культура, интегрированный учебный предмет обществознание (включающий экономику и право), интегрированный учебный предмет естествознание.
Остальные учебные предметы, входящие в вариативную часть федерального компонента изучаются по выбору
Профильные общеобразовательные учебные предметы, входящие в вариативную часть федерального компонента, – учебные предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения
Совокупность выбранных базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента учебного плана образовательного учреждения |
Региональный компонент представлен предметами “Экономика” и “Русский язык” |
Региональный (национально-региональный) компонент для образовательных учреждений Архангельской области представлен учебным предметом “Экономика” |
Часы вариативной части учебного плана могут быть использованы на:
-
изучение курсов по выбору;
-
факультативные курсы;
-
индивидуальные и групповые занятия;
-
увеличение часов, отводимых на образовательные области, образовательные компоненты, учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;
-
на занятия активно-двигательного характера;
-
на занятия с проектной, исследовательской, экскурсионной и т.п. нетрадиционными формами учебной деятельности |
Часы компонента образовательного учреждения отводятся на изучение элективных учебных предметов (обязательных учебных предметов по выбору учащихся) из расчета не менее 8 часов в неделю за два года обучения в профильном классе;
Часы компонента образовательного учреждения используются для:
-
преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением;
-
проведение учебных практик и исследовательской деятельности;
-
осуществления образовательных проектов;
-
увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента |
Учебная нагрузка |
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе составляет 36 часов.
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе составляет 33 часа.
В малокомплектных и однокомплектных школах предлагается организовать в классе по две профильные группы. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося 10-го и 11-го классов составляет 32 часа в неделю, из них 26 часов отводится на совместное изучение предметов двумя группами и по 6 часов на каждый профиль |
Совокупное учебное время, отведенное на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные+профильные+базовые по выбору) не должно превышать 2100 часов за два года обучения; если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.
Региональный (национально-региональный) компонент составляет 140 часов за два учебных года.
Компонент образовательного учреждения составляет не менее 280 часов за два учебных года
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе составляет 36 часов.
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе составляет 35 часов. |