АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ |
23.06.2009 |
№ 114-АК |
Об аттестации педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений Новосибирской области
В целях организации аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Новосибирской области в 2009-2010 учебном году
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению в Новосибирской области Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908.
2. При проведении аттестации педагогических и руководящих работников всех типов образовательных учреждений Новосибирской области в 2009-2010 учебном году до утверждения в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации необходимо руководствоваться:
- Законом РФ «Об образовании».
- Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908.
- Приказом департамента образования Новосибирской области от 23.06.2009 № 113-АК «Об утверждении Положения о главной аттестационной комиссии».
- Инструкцией по применению в Новосибирской области Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденной п.1 данного приказа.
- Положением об общественном экспертном Совете при главной аттестационной комиссии, утвержденным приложением к приказу департамента образования Новосибирской области от 02.11.2007 № 1090.
3. Признать утратившим силу приказ департамента образования Новосибирской от 15.09.2008 №83-А «Об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Новосибирской области»
4. Руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области обеспечить безусловное соблюдение действующих нормативов при подготовке к аттестации педагогических и руководящих работников.
5. Ответственность за организацию и проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Новосибирской области возложить на заместителя руководителя департамента Новосибирской области Юсупову Н.П.
7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель департамента В.В.Иванов
Крашенинникова Г.Е.
218-31-03
Утверждена приказом руководителя
департамента образования Новосибирской
области от 23.06.2009 № 114-АК
Инструкция
по применению в Новосибирской области Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 №1908 (далее Положение)
1. В соответствии со статьей 29, пунктом 16 Закона РФ «Об образовании» в Главной аттестационной комиссии (далее ГАК) проходят аттестацию следующие работники образовательных учреждений области:
- педагогические работники на высшую, первую и вторую квалификационные категории,
- руководящие работники на первую и высшую квалификационные категории.
Согласно утвержденному положению о ГАК, в составе ГАК работают предметные комиссии, при ГАК образуются и работают территориальные комиссии. Из представителей общественных организаций, профсоюзов, родителей учащихся при ГАК (территориальной комиссии) создается общественный экспертный Совет для участия в оценке результатов работы аттестуемых педагогических и руководящих работников образовательных учреждений области. Работа общественного экспертного Совета при ГАК (территориальной комиссии) организуется согласно Положению о нем по отдельному графику.
2. Свою деятельность ГАК осуществляет в период с 1 сентября 2009 года по 30 июня 2010 года согласно плану-графику работы:
Сентябрь - октябрь – подготовительная работа к проведению аттестации (формирование ГАК, предметных комиссий, территориальных комиссий, обучение экспертов), составление календарного графика аттестации на текущий учебный год;
Август - февраль - поступление аттестационных документов и материалов в ГАК (территориальные комиссии), их экспертиза;
Октябрь – апрель - аттестация работников, размещение приказов и информационных материалов по итогам аттестации на официальном сайте департамента образования НСО.
Май - июнь – выдача заполненных аттестационных листов, подготовка отчетов по итогам аттестации.
3. Заявление подается работником в ГАК в установленный Положением срок.
3.1. Приложением к заявлению за 2 месяца до установленной даты аттестации согласно графику подаются следующие документы и материалы:
*Два аттестационных листа
* Представление на педагогического или руководящего работника.
*Копия документа о прохождении курсов повышения квалификации на базе НИПКиПРО, НГПУ или других учреждений, имеющих лицензию на право проведения данной деятельности.
*Копия документа о присвоении квалификационной категории (аттестационного листа или др.).
*Копия документа о наградах, ученой степени.
* Копия диплома об образовании.
* Копия (выписка из) трудовой книжки с указанием места работы, стажа работы в данном ОУ и даты присвоения последней квалификационной категории.
*Копия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, копия приказа по итогам государственной аккредитации (для руководителей).
*Справка об отсутствии финансовых нарушений за последние 3 года (для руководителей).
*Самоанализ педагогической (управленческой) деятельности (объем не менее 4-х страниц печатного текста, объем приложения – не более 10 страниц).
ИЛИ
* Реализованный профессиональный проект (объем описания проекта – не более 10 страниц, объем приложения – не более 10 страниц).
В приложении представляются документально зафиксированные результаты, подтверждающие личную компетентность и эффективность труда аттестуемого работника в межаттестационный период.
Предоставление недостоверных сведений в документах, поданных на аттестацию, дает основание снять аттестуемого работника с аттестации на любом ее этапе.
3.2. При обязательной аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию, кроме представления подается также личное заявление работника и копия документа о прохождении соответствующих курсов повышения квалификации. Обязательная аттестация работников и лиц, претендующих на руководящую должность, не связана со сроками подачи заявлений, установленными п. 2.1 Положения.
4. Один из основных документов, поступающих на аттестацию,- представление на аттестуемого. В нем должна быть дана объективная оценка труда педагога в межаттестационный период.
Представление на руководителя должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности, его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением, опыта работы, знаний основ управленческой и административно-хозяйственной деятельности, оценку деятельности руководителя по обеспечению безопасных условий для учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Представление на педагогического работника должно отражать соответствие требованиям, заложенным в тарифно-квалификационных характеристиках по соответствующей должности и содержать:
-на высшую категорию: основные положения апробированной педагогической технологии (проекта) или ее элементов, целесообразность и результативность ее использования за последние 3 года работы;
-на первую категорию: систему педагогической деятельности (проекта), результаты работы за последние 2-3 года;
-на вторую категорию: краткий анализ педагогической деятельности (проекта), результаты работы за последние 1-3 года.
Представления на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений, подписываются руководителями органов управления образованием и руководителями органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями, заверяется соответствующими печатями.
Представления на заместителей руководителей образовательных учреждений и педагогических работников
-на высшую квалификационную категорию подписываются руководителями образовательных учреждений, руководителями органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями и руководителями органов управления образованием, заверяются соответствующими печатями;
-
на первую, вторую квалификационные категории подписываются руководителями образовательных учреждений и руководителями органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями заверяются соответствующими печатями.
При подготовке представления и самоанализа следует руководствоваться приложениями № 2 и № 3 к приказу Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 14.12.95 № 622/1646.
Руководители образовательных учреждений несут персональную ответственность за достоверность и своевременность предоставления представления. Руководитель ОУ должен ознакомить под роспись работника с подготовленным представлением не позднее, чем за 2 недели до дня аттестации его по графику.
5. Аттестуемые педагогические и руководящие работники вправе избрать одну из следующих форм аттестации:
* Собеседование по материалам самоанализа.
* Представление реализованного профессионального проекта.
6. Содержание самоанализа (реализованного профессионального проекта) должно соответствовать требованиям заявленной квалификационной категории и отражать цель, процесс и результат педагогической (управленческой) деятельности. Самоанализ (реализованный профессиональный проект) педагога (руководящего работника), претендующих на высшую квалификационную категорию, должен отражать использование современных инновационных форм педагогической (управленческой) деятельности.
7. По результатам экспертизы самоанализа (реализованного профессионального проекта) уровень профессиональной деятельности, ее результативность и научно-педагогическое (психолого-педагогическое) обоснование считается соответствующим
второй квалификационной категории, если аттестующийся набрал 30–49 баллов
первой квалификационной категории, если аттестующийся набрал 50–69 баллов
высшей квалификационной категории, если аттестующийся набрал от 70 баллов и выше
Не позднее, чем за 2 недели до дня аттестации аттестуемые работники должны быть ознакомлены с результатами экспертизы.
Педагогические и руководящие работники,
набравшие по результатам экспертизы количество баллов, соответствующее заявленной квалификационной категории, по решению ГАК могут быть аттестованы в заочной форме или приглашены на заседание предметной комиссии (территориальной комиссии) для принятия решения;
набравшие по результатам экспертизы количество баллов не соответствующее (большее или меньшее) заявленной квалификационной категории, могут пройти собеседование на заседании комиссии или подать заявление об (о)
- присвоении другой квалификационной категории,
- прекращении процесса аттестации.
8. При проведении аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений основными критериями на присвоение квалификационных категорий считать следующие (за последние три года):
- использование современных образовательных технологий, методик, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и во внеурочной деятельности по предмету;
- позитивная динамика учебных достижений обучаемых;
-позитивные результаты воспитательной работы по учебным предметам и во внеурочной деятельности;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации, профессиональный рост.
9. Аттестация работников по решению ГАК может быть проведена в заочной форме без представления ими самоанализа или профессионального проекта, но при наличии всех других документов и материалов (согласно п 3.1 данных Рекомендаций). Право на заочную аттестацию имеют:
9.1. При аттестации на ту же квалификационную категорию через 5 лет
- педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, имеющие государственные награды, почетные звания, начинающиеся со слов «Заслуженный», «Народный», ведомственные знаки отличия: «Отличник народного просвещения», «Отличник профессионально-технического образования», «Почетный работник общего образования РФ», другие почетные звания и ведомственные знаки отличия, Почетные грамоты Российской Федерации, ученые звания и степени.
- руководящие работники ОУ на основании решения аккредитационной коллегии по итогам аккредитации образовательного учреждения.
9.2. При аттестации на более высокую или ту же квалификационную категорию через 5 лет педагогические и руководящие работники ОУ, которые в межаттестационный период
- стали победителями конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинациях: «Лучший учитель» (педагоги), «Образовательное учреждение» (руководители),
- стали победителями и лауреатами профессиональных конкурсов по профилю деятельности аттестуемого работника («Учитель года», «Педагог дополнительного образования года», «Лидер в образовании», другие аналогичные конкурсы):
- международных, федеральных, областных – на высшую квалификационную категорию;
- муниципальных – на первую квалификационную категорию;
- на уровне образовательных учреждений - на вторую квалификационную категорию.
- получили государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, Почетные грамоты Российской Федерации, ученые звания и степени.
10. Аттестацию по решению ГАК в заочной форме с предоставлением всех документов и материалов согласно п.3.1 данных Рекомендаций могут пройти работники образовательных учреждений:
10.1. Подготовившие в межаттестационный период воспитанников- победителей и призеров (1-3 места) предметных олимпиад, соревнований, учрежденных Министерством образования РФ:
- международных, всероссийских – на высшую квалификационную категорию;
- областных – на первую квалификационную категорию;
- муниципальных – на вторую квалификационную категорию.
10.2. Имеющие сертификаты, дипломы международного, федерального и регионального уровней по профилю педагогической (управленческой) деятельности.
10.3. Подготовившие в межаттестационный период учащихся, получающих стабильные высокие результаты по итогам внешней оценки, в т.ч. при сдаче ЕГЭ.
10.4. Аттестующиеся на ту же квалификационную категорию через 5 лет, при условии успешного её прохождения в прошлый раз.
11. Сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого устанавливаются в соответствии с графиком и утверждаются приказом руководителя департамента образования НСО не позднее 2 месяцев до аттестационного периода. Муниципальные органы управления образованием доводят приказ до сведения руководителей образовательных учреждений. Руководитель образовательного учреждения извещает работника о сроке проведения аттестации не позднее, чем за 2 недели до ее начала.
12. Норма затрат времени на проведение процедуры аттестации во время заседаний комиссии: при очной аттестации (с приглашением аттестуемого на заседание) - не более 30 минут, при заочной (без приглашения аттестуемого на заседание) – не более 10 минут на одного аттестуемого работника.
13. Работодатель не вправе отзывать документы работника, поданные в ГАК, в период его аттестации, но должен подготовить письменное представление (или в отдельных случаях отзыв) о деятельности работника и устно представить его на заседании комиссии.
14. Работник имеет право обратиться в ГАК с заявлением о переносе сроков проведения аттестации при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.
15. Работник может отозвать заявление о прохождении аттестации без объяснения причин.
16. Квалификационные категории присваиваются педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, прошедшим аттестацию и работающим в период аттестации в образовательных учреждениях, в случае увольнения работника до даты аттестации по графику он снимается с аттестации решением ГАК.
17. Срок действия квалификационных категорий педагогических и руководящих работников образовательных учреждений области, выходящих на очередную аттестацию на основании поданных заявлений, продлевается до дня их аттестации согласно графику.
18. Квалификационные категории в течение срока их действия учитываются на всей территории Новосибирской области в том числе:
-при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа и вида образовательного учреждения;
-при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее оставления;
-при поступлении на педагогическую работу вынужденных переселенцев из стран СНГ, если по прежнему месту работы им по результатам аттестации была присвоена квалификационная категория по соответствующей должности;
-при переходе с одной руководящей должности на другую руководящую должность;
-при переходе педагогических работников негосударственных образовательных учреждений, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, если их аттестация осуществлялась аттестационными комиссиями, предусмотренными пунктом 3.1. Положения.
19. Педагогическому работнику, выполняющему педагогическую работу на различных должностях и имеющему квалификационную категорию по одной из них, данная квалификационная категория может быть учтена по другой занимаемой работником должности при условии совпадения должностных обязанностей, профилей работ, на основании решения ГАК по его письменному заявлению с приложением подтверждающих документов.
20. Педагогическим работникам, прибывшим из образовательных учреждений других ведомств, и не прошедшим аттестацию по Положению Минобразования РФ, сохраняется имеющаяся квалификационная категория (на основании личного заявления и приказа руководителя образовательного учреждения) на один год, в течение которого работник может пройти аттестацию по Положению.
21. Срок действия квалификационной категории может быть продлен до одного года в исключительных случаях. При этом работник подает заявление в ГАК и прикладывает соответствующие документы. Продление на год возможно в основном для действующих квалификационных категорий. Решение о продлении принимает ГАК.
22. Педагогические работники, претендующие на квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года – для 2-й квалификационной категории; не менее 2-х лет – для 1-й квалификационной категории и не менее 3-х лет – для высшей квалификационной категории.
23. Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее в порядке исключения при успешном прохождении аттестации.