ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ 8 класс
   

ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ 8 класс

 

Приложение 4

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

КАФЕДРА ОО « ИСКУССТВО» И « ТЕХНОЛОГИЯ»

                                                                                                                              / ПРОЕКТ/

 

СТАНДАРТ

        НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСКУССТВО

  

ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ

 

8 класс

ВВЕДЕНИЕ

Знание классических произведений, умение охватить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство - обязательное условие образованности

/Д. С. Лихачев/

            В современных условиях развития общества, Сибирь занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры государства, активизируя формы сотрудничества в передаче общекультурных ценностей. Важная задача практической ориентации общего образования не должна ограничиваться информированностью молодых людей о видах деятельности в рамках отдельного субъекта федерации.                                                        

 Региональная образовательная система призвана соответствовать требованиям времени, поэтому в Новосибирской области при отборе содержания образования (дидактических единиц) регионального компонента по искусству ведущим подходом остается искусствоведческий и культурологический, в контексте становления художественной культуры края, реализация которого осуществляется через основные содержательные линии -  основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды; памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд; виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или  школу;

            Изначально интегративный междисциплинарный характер курса обеспечивает естественный выход, на систему формирования духовной составляющей личности ученика. Изучив основы мировой художественной культуры, выпускник сможет выделить регионально  значимые  черты творческого наследия сибирских авторов и зодчих,  знакомясь с музейными экспонатами и архитектурными сооружениями созданные в различные исторические периоды;  


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

            Цель стандарта национально-регионального компонента содержания общего образования по искусству в Новосибирской области - отразить региональное и национальное своеобразие края, увидеть его взаимосвязь и интегрированность в общероссийское и мировое пространство. Изучение регионального компонента призвано содействовать общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить и создавать продукт художественной деятельности.

             Структура целей регионального компонента определяется с учетом целей федерального компонента по предмету (освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений).

            Обязательный минимум определяет смысловые дидактические единицы, в которых отражено содержание с учетом подхода к классификации видов искусства и их продуктивности при развитии художественного наследия в родном крае

            В содержание предметных тем (дидактических единиц) введены ключевые состав-ляющие, которые позволят увидеть мировоззренческие позиции, обеспечат социализацию, интеллектуальное и общехудожественное развитие обучающихся, способствующее  ду-ховному становлению ученика

           Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения дидактических единиц и не определяет нормативы учебного времени. Учебное учреждение вправе определить свой вариативный подход к изучению учебного материала регионального компонента и в соответствие со своими возможностями (обеспеченность кадрами, средствами обучения  и т.п.).

           Курс «Искусство родного края» изучается отдельно в рамках БУП для ОУ НСО, реализующих стандарты первого поколения на 2 ступени образования основной и средней школе в 8 классе. На изучение предмета искусство (Музыка и Изобразительное искусство) отведено 36 учебных часов.

           Требования к уровню подготовки выпускников по РК не выходят за рамки требований Федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны дополнительно способствовать овладению учащимися уже названных требований, заданных в деятельностной форме, с учетом изучения содержания регионального компонента (этапы формирования художественной культуры, характеристика пространственных и временных видов искусства, знакомство с творчеством ведущих деятелей искусства и творческими объединениями в регионе).

          Содержание регионального компонента не включается в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Оценка знаний и умений учащихся на уроках по региональному компоненту («Искусство родного края») является накопительным, и включается в общий завершающий курс по искусству.

 


Порядок реализации регионального компонента

 

             Департамент образования Новосибирской области разрабатывает региональный базисный учебный план на основе федерального, в котором определяет количество учебного времени, отводимого на изучение регионального компонента по предмету. РБУП является основным нормативным документом, определяющим перечень предметов, в которые вводятся модули регионального компонента с указанием норм учебного времени.

             НИПКиПРО обеспечивает общеобразовательные учреждения примерными программами по региональному компоненту, методическими рекомендациями, определяющими порядок их включения в соответствующие предметные программы, дидактическими  материалами.

             При аттестации и аккредитации образовательных учреждений учитывается наполнение портфолио обучаемых, их участие и их достижения в области изучения регионального компонента.

             Настоящий стандарт РК Новосибирской области является переходным, он построен на основе нормативных документов 1998 - 1999гг. и стандарта первого поколения, принятого в 2004 г.


 

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Региональный (национально-региональный) компонент по искусству является дополнением федерального компонента и призван отразить художественно - культурное и развитие Сибири и родного края. Принципы отбора содержания предмета искусство устанавливают соотношение художественной культуры региона с мировой художественной культурой:

  • Принцип культурных доминант является основополагающим при отборе рассмотрения объектов художественного наследия родного края и Сибири (конкретных памятников, образцов музыкальной, художественной, театральной культуры), он даст возможность преодолеть склонность к простому их перечислению, позволит сделать акцент на целостном образе, на моделировании разных исторических и региональных систем мировосприятия.


     

  • Приоритет деятельностного и практико-ориентированного подходов в реализации содержания данного курса, позволит избежать излишней детализации, и ориентировать учебный процесс на изучение основных содержательных линий. Обобщенность требований стимулирует «деятельностный» характер учебного процесса, его направленность на формирование ключевых компетенций, а не на овладение некой «суммой знаний».


     

  • Принцип интегративности, предполагает не только внутри предметную интеграцию и межпредметные связи, но и устойчивый синтез эстетического, образно - художественного и философского способов познания мира. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.


     

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ

 

              Изучение национально-регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели и задач:

Цель:

  • Формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.


     

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.

  2. Формирование способности к восприятию своей национальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате осознания ее ценности, уникальности и неповторимости.

  3. Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество.

  4. Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о целостности, единстве и ее многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что способствует включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.


     

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

  • История и теория становления и развития художественной культуры родного   края.    Современная система художественного образования в Новосибирской области.   
  • Творческие художественные (профессиональные) союзы города и области.       
  • Союз художников. Творческие объединения; самодеятельное творчество; молодые таланты Сибири; творческие объединения; выставочная деятельность; музеи творчества.

  • Художественные музеи: Художественный Новосибирский музей, История создания и становления картинной галереи. Просветительская и образовательная функции картинной галереи. Сотрудничество с мировыми музеями и картинными галереями. Выставочная культура.
  • Пластические искусства. История развития пластических искусств в Новосибирской области.


     

 

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО  И ДИЗАЙН

 

  • Дизайн и его место в духовной и материальной культуре Новосибирской области и городе Новосибирске. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. Дизайн – один из показателей культурного уровня взаимодействия человека со средой.

  • Виды дизайна. Направления дизайна. Основные сферы дизайна: промышленный, графи-ческий, дизайн среды, имиджа. Союз дизайнеров.

  • Декоративно-прикладное искусство Сибири

  • История развития народных ремесел региона Сибири и Новосибирской области. Символ и язык народных мастеров. Новосибирский краеведческий музей. Творческие объединения. Выставочная культура, ярмарки. Истоки современного декоративно-прикладного творчества.


     

 

АРХИТЕКТУРА

 

  • История градостроительства. Первые постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы.

  • Архитектурные ансамбли. Архитектурные сооружения – один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности  города и  региона.

  • Храмы. Историческое наследие. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности.

  • Места досуга. Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции.

  • Жилые массивы. Жилой ансамбль. Средства выразительности. Дизайн среды.


     

 

                                                                   МУЗЫКА

 

  • Из истории музыкальной культуры НСО
  • Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны – мировая и всероссийская известность - Лебензон М.С., Брон З.Л., Богуславский М, В., Репин, Коновалов.

  • Сибирское отделение союза композиторов – Юкечев Ю.П., А.Ф. Муров, Иванов Г.Н.

  • Народное творчество в НСО

  • Истоки народного творчества Сибири - хоровые коллективы, ансамбли, исполнители на русских народных инструментах – И.И. Маланин,  братья Заволокины, Сибирский народный хор, «Чалдоны», «Рождество», ансамбль В. Асанова, оркестр русских народных инструментов под рук.Гусева, коллективы и исполнители самодеятельности отдельных районов НСО.

  • Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии

  • Новосибирский Академический симфонический оркестр;

  • Ансамбль старинной музыки П. Шаромова «Инсула Магика»;

  • Эстрада и джаз – Толкачев, Балахнин.

  • Музыкальные театры Новосибирска

  • Главный театр Сибири (театр оперы и балета), Музыкальный театр оперетты и др.


     

 

                                                                ТЕАТР И КИНО

 

  • Разговор у театральной афиши:

  • О чем поведали спектакли в театрах: Красный факел, Старый дом, городской драма-тический театр Афанасьева, «Глобус», Левобережный.

  • Новосибирская студия кинохроники:  Кино о Сибири и сибиряках, детская студия мультипликации.


     

 

                                                      

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента ученик должен

            знать/ понимать:

·         основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;

·         памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;

·         виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт)или школу;

 уметь:

·         выделять регионально значимые черты творческого наследия сибирских авторов и зодчих на основе знакомства с музейными экспонатами и экскурсионным ознакомлением;

·         показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

·         ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

·         организации личного и коллективного досуга;

·         высказывания собственного суждения о деятелях искусства Сибири через анализ их произведений.