Приложение 4
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
КАФЕДРА ОО « ИСКУССТВО» И « ТЕХНОЛОГИЯ»
/ ПРОЕКТ/
СТАНДАРТ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСКУССТВО
ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ
8 класс
ВВЕДЕНИЕ
Знание классических произведений, умение охватить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство - обязательное условие образованности
/Д. С. Лихачев/
В современных условиях развития общества, Сибирь занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры государства, активизируя формы сотрудничества в передаче общекультурных ценностей. Важная задача практической ориентации общего образования не должна ограничиваться информированностью молодых людей о видах деятельности в рамках отдельного субъекта федерации.
Региональная образовательная система призвана соответствовать требованиям времени, поэтому в Новосибирской области при отборе содержания образования (дидактических единиц) регионального компонента по искусству ведущим подходом остается искусствоведческий и культурологический, в контексте становления художественной культуры края, реализация которого осуществляется через основные содержательные линии - основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды; памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд; виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
Изначально интегративный междисциплинарный характер курса обеспечивает естественный выход, на систему формирования духовной составляющей личности ученика. Изучив основы мировой художественной культуры, выпускник сможет выделить регионально значимые черты творческого наследия сибирских авторов и зодчих, знакомясь с музейными экспонатами и архитектурными сооружениями созданные в различные исторические периоды;
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель стандарта национально-регионального компонента содержания общего образования по искусству в Новосибирской области - отразить региональное и национальное своеобразие края, увидеть его взаимосвязь и интегрированность в общероссийское и мировое пространство. Изучение регионального компонента призвано содействовать общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить и создавать продукт художественной деятельности.
Структура целей регионального компонента определяется с учетом целей федерального компонента по предмету (освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений).
Обязательный минимум определяет смысловые дидактические единицы, в которых отражено содержание с учетом подхода к классификации видов искусства и их продуктивности при развитии художественного наследия в родном крае
В содержание предметных тем (дидактических единиц) введены ключевые состав-ляющие, которые позволят увидеть мировоззренческие позиции, обеспечат социализацию, интеллектуальное и общехудожественное развитие обучающихся, способствующее ду-ховному становлению ученика
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения дидактических единиц и не определяет нормативы учебного времени. Учебное учреждение вправе определить свой вариативный подход к изучению учебного материала регионального компонента и в соответствие со своими возможностями (обеспеченность кадрами, средствами обучения и т.п.).
Курс «Искусство родного края» изучается отдельно в рамках БУП для ОУ НСО, реализующих стандарты первого поколения на 2 ступени образования основной и средней школе в 8 классе. На изучение предмета искусство (Музыка и Изобразительное искусство) отведено 36 учебных часов.
Требования к уровню подготовки выпускников по РК не выходят за рамки требований Федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны дополнительно способствовать овладению учащимися уже названных требований, заданных в деятельностной форме, с учетом изучения содержания регионального компонента (этапы формирования художественной культуры, характеристика пространственных и временных видов искусства, знакомство с творчеством ведущих деятелей искусства и творческими объединениями в регионе).
Содержание регионального компонента не включается в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Оценка знаний и умений учащихся на уроках по региональному компоненту («Искусство родного края») является накопительным, и включается в общий завершающий курс по искусству.
Порядок реализации регионального компонента
Департамент образования Новосибирской области разрабатывает региональный базисный учебный план на основе федерального, в котором определяет количество учебного времени, отводимого на изучение регионального компонента по предмету. РБУП является основным нормативным документом, определяющим перечень предметов, в которые вводятся модули регионального компонента с указанием норм учебного времени.
НИПКиПРО обеспечивает общеобразовательные учреждения примерными программами по региональному компоненту, методическими рекомендациями, определяющими порядок их включения в соответствующие предметные программы, дидактическими материалами.
При аттестации и аккредитации образовательных учреждений учитывается наполнение портфолио обучаемых, их участие и их достижения в области изучения регионального компонента.
Настоящий стандарт РК Новосибирской области является переходным, он построен на основе нормативных документов 1998 - 1999гг. и стандарта первого поколения, принятого в 2004 г.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Региональный (национально-региональный) компонент по искусству является дополнением федерального компонента и призван отразить художественно - культурное и развитие Сибири и родного края. Принципы отбора содержания предмета искусство устанавливают соотношение художественной культуры региона с мировой художественной культурой:
-
Принцип культурных доминант является основополагающим при отборе рассмотрения объектов художественного наследия родного края и Сибири (конкретных памятников, образцов музыкальной, художественной, театральной культуры), он даст возможность преодолеть склонность к простому их перечислению, позволит сделать акцент на целостном образе, на моделировании разных исторических и региональных систем мировосприятия.
-
Приоритет деятельностного и практико-ориентированного подходов в реализации содержания данного курса, позволит избежать излишней детализации, и ориентировать учебный процесс на изучение основных содержательных линий. Обобщенность требований стимулирует «деятельностный» характер учебного процесса, его направленность на формирование ключевых компетенций, а не на овладение некой «суммой знаний».
-
Принцип интегративности, предполагает не только внутри предметную интеграцию и межпредметные связи, но и устойчивый синтез эстетического, образно - художественного и философского способов познания мира. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ
Изучение национально-регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели и задач:
Цель:
Задачи:
-
Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.
-
Формирование способности к восприятию своей национальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате осознания ее ценности, уникальности и неповторимости.
-
Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество.
-
Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о целостности, единстве и ее многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что способствует включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- История и теория становления и развития художественной культуры родного края. Современная система художественного образования в Новосибирской области.
- Творческие художественные (профессиональные) союзы города и области.
-
Союз художников. Творческие объединения; самодеятельное творчество; молодые таланты Сибири; творческие объединения; выставочная деятельность; музеи творчества.
- Художественные музеи: Художественный Новосибирский музей, История создания и становления картинной галереи. Просветительская и образовательная функции картинной галереи. Сотрудничество с мировыми музеями и картинными галереями. Выставочная культура.
-
Пластические искусства. История развития пластических искусств в Новосибирской области.
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН
-
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре Новосибирской области и городе Новосибирске. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. Дизайн – один из показателей культурного уровня взаимодействия человека со средой.
-
Виды дизайна. Направления дизайна. Основные сферы дизайна: промышленный, графи-ческий, дизайн среды, имиджа. Союз дизайнеров.
-
Декоративно-прикладное искусство Сибири
-
История развития народных ремесел региона Сибири и Новосибирской области. Символ и язык народных мастеров. Новосибирский краеведческий музей. Творческие объединения. Выставочная культура, ярмарки. Истоки современного декоративно-прикладного творчества.
АРХИТЕКТУРА
-
История градостроительства. Первые постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы.
-
Архитектурные ансамбли. Архитектурные сооружения – один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности города и региона.
-
Храмы. Историческое наследие. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности.
-
Места досуга. Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции.
-
Жилые массивы. Жилой ансамбль. Средства выразительности. Дизайн среды.
МУЗЫКА
- Из истории музыкальной культуры НСО
-
Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны – мировая и всероссийская известность - Лебензон М.С., Брон З.Л., Богуславский М, В., Репин, Коновалов.
-
Сибирское отделение союза композиторов – Юкечев Ю.П., А.Ф. Муров, Иванов Г.Н.
-
Народное творчество в НСО
-
Истоки народного творчества Сибири - хоровые коллективы, ансамбли, исполнители на русских народных инструментах – И.И. Маланин, братья Заволокины, Сибирский народный хор, «Чалдоны», «Рождество», ансамбль В. Асанова, оркестр русских народных инструментов под рук.Гусева, коллективы и исполнители самодеятельности отдельных районов НСО.
-
Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии
-
Новосибирский Академический симфонический оркестр;
-
Ансамбль старинной музыки П. Шаромова «Инсула Магика»;
-
Эстрада и джаз – Толкачев, Балахнин.
-
Музыкальные театры Новосибирска
-
Главный театр Сибири (театр оперы и балета), Музыкальный театр оперетты и др.
ТЕАТР И КИНО
-
Разговор у театральной афиши:
-
О чем поведали спектакли в театрах: Красный факел, Старый дом, городской драма-тический театр Афанасьева, «Глобус», Левобережный.
-
Новосибирская студия кинохроники: Кино о Сибири и сибиряках, детская студия мультипликации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента ученик должен
знать/ понимать:
· основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
· памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
· виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт)или школу;
уметь:
· выделять регионально значимые черты творческого наследия сибирских авторов и зодчих на основе знакомства с музейными экспонатами и экскурсионным ознакомлением;
· показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
· ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
· организации личного и коллективного досуга;
· высказывания собственного суждения о деятелях искусства Сибири через анализ их произведений.