Рабочая программа по ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ для 8 класса
   

Рабочая программа по ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ для 8 класса

 

 

            

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № »

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО                                                                               УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                             директор МБОУ СОШ №

протокол от «____»______2011г.                                               ____________________________ФИО

№ 1                                                                                                 «____»____________ 2011 год

 

СОГЛАСОВАНО

на методическом объединении

протокол от «___»_______2011г.

№ 1

 

Рабочая   программа   по

 

ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ

 

для 8 класса

 

на 2011 – 2012 учебный год

  

 

                                                                                             Программа разработана учителем

                                                                                                                                                                     

 

Новосибирск  2011 г


Пояснительная записка

Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта;

2. минимума содержания образования регионального компонента

Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс;

3. регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;

4. учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 147».

Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение ре­гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо­вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.


Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокуль­турных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулирова­ны задачи курса:

  приобщение учащихся к художественным и эстети­ческим ценностям родного края;

  формирование способности к восприятию регио­нальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее цен­ности уникальности и неповторимости;

  воспитание уважения к культурному наследию ре­гиона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать инди­видуальную модель социокультурного развития, орга­низовывать личный досуг и включаться в самостоя­тельное художественное творчество;

  развитие у школьников системного взгляда на худо­жественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может спо­собствовать включению подростка в продуктивную, по­исковую и творческую деятельность.


Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краевед­ческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реа­лизацию содержания образования курса: принцип куль­турных доминант, территориальный принцип, прин­цип интегративности.


Структура содержания программы «Искусство родно­го края» представлена 4 модулями:

1.  «Архитектура и дизайн».

2.  «Музыкальное искусство».

3.  «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».

4.  «Театр и кино».


В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопро­сы из истории становления архитектурного облика Новоси­бирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитек­турные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитек­торов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибир­ской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоратив­но-прикладного творчества и Новосибирскому государствен­ному художественному музею. Раскрывается творчество яр­ких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы воз­никновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игру­шечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль­ных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии ки­нохроники и детской студии мультипликации.


Каждый из представленных разделов содержит теорети­ческие сведения, и рекомендации по проведению практиче­ской части занятия по каждой теме.


Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реа­лизации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный под­ход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьни­ками осуществляется по модели: «активный зритель, слуша­тель», развитие способности интерпретировать в рамках мо­дели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, осно­ванное на развитии полифонического воображения, ассоциа­тивного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».


Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны спо­собствовать овладению учащимися уже названными требо­ваниями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона. 

В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:

 в разделе «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ученик должен:

знать / понимать:

   основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в ре­гионе;

выдающиеся архитектурные памятники Новосибир­ска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;

уметь:

  выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;

  показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

  для высказывания собственного суждения об архи­тектурном облике родного города (села), его ярких представителях;

  организации личного и коллективного досуга.

в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

          основные имена выдающихся представителей музы­кального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;

        иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской об­ласти;

уметь:

  выделять характерные черты музыкального творче­ского наследия сибирских авторов, отражающие тради­ции художественной культуры региона;

  показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

  для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

  высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Сибири по­средством художественного анализа их произведений;

организации личного и коллективного досуга.

в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ   И    ИЗОБРАЗИТЕЛЬ­НОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

основные направления и имена выдающихся пред­ставителей декоративно-прикладного и изобразитель­ного искусства, работавших в регионе в различные ис­торические периоды;

виды деятельности народных умельцев и представи­телей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;

уметь:

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобрази­тельного искусства города Новосибирска и Новосибир­ской области в процессе знакомства с их творчеством.

в разделе «театр и кино» ученик должен:

знать / понимать:

основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;

историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь:

показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

для ориентации в классическом наследии и совре­менном процессе становления художественной культу­ры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства;

высказывания собственного суждения о театральных постановках;

организации личного и коллективного досуга (посе­щение театров).


Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.

 

Примерный учебный план


 

№ п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

1

Архитектура и дизайн

8

2

Музыкальное искусство

8

3

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

8

4

Театр и кино

8

5

Проектная и исследовательская деятель­ность учащихся. Защита творческих проектов

4

Итого

36

 


 

 

Примерный учебно-тематический план

 

 

 


 

п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Архитектура и дизайн

9

6

3

1.1

История градостроительства1-3

3

2

1

1.2

Архитектурные ансамбли4-5

2

1

1

1.3

Храмы6

1

1

 

1.4

Жилые массивы7

1

1

 

1.5

Места досуга8

1

1

 

1.6

Защита творческих проектов 9

1

 

1

 

 


п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

Раздел 2. Музыкальное искусство

9

4

5

2.1

Из истории музыкальной культуры 10-11 Новосибирской области

2

1

1

2.2

 

 

 

Народное музыкальное творчество 12-13

2

1

1

2.3

Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии 14-15

2

1

1

2.4

Музыкальные театры Новосибирска 16-17

2

1

1

2.5

Защита творческих проектов 18

1

 

1

Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

9

2

7

3.1

Истоки современного декоратив­но-прикладного творчества. Исто­рия развития народных ремесел19

1

1

1

3.2

Музеи 20-21

2

 

2

3.3

Народные мастера 22

1

 

 

3.4

Новосибирский государственный художественный музей 23-24

2

1

1

3.5

Выставочный зал Союза художников 25

1

 

1

3.6

Новосибирские художники-иллюстраторы 26

1

 

1

3.7

Защита творческих проектов 27

1

 

1

Раздел 4. Театр и кино

9

3

6

4.1

Новосибирск театральный 28-31

4

1

3

4.2

Новосибирская студия кинохро­ники 32-33

2

1

1

4.3

Детская студия мультипликации34-35

2

1

1

4.4

Защита творческих проектов 36

1

 

1

Итого

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздел 1

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН    9 часов

Защита творческого проекта. 1 час.

Тема 1.1: «История градостроительства»

3 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Вопросы Генерального плана строительства города, гра­достроительный дизайн, его роль в формировании совре­менного облика  Новосибирска.  Летописец истории  градо­строительства Новосибирска С. Н. Баландин. Первые городские постройки, административные здания города  и  области,   промышленные  сооружения.   Ведущие  архитекторы: А. Д. Крячков,  Б. А. Гордеев,  Т. Я.  Бардт, К. Е. Осипов и др.

Практическая работа

Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и ар­хитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новоси­бирской области.

Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Архитектурные сооружения — один из показателей культурной  составляющей жизнедеятельности  региона.   Пред­метно-пространственная среда.

Примерный художественный материал

Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Ново­сибирской области, Новосибирского государственного ху­дожественного музея; первый 100-квартирный жилой дом, здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы.

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.

 

Тема 1.3: «Храмы»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Храмы  как  воплощение  исторической  памяти  народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор   Александра   Невского   (1895   г.,   архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.

Тема 1.4: «Места досуга»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Культурные центры областного,  районного,  городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной компо­зиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, дет­ские, спортивные площадки, пляж и др.

Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государ­ственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).

Практическая работа

Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектур­ного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осу­ществление.

Тема 1.5: «Жилые массивы»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микро­среда человека.

Ведущие архитекторы: В. П. Авксентюк (здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструк­ция Вознесенского кафедрального собора и пригородного

комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел).


Раздел 2

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО    9 часов

Защита творческого проекта. 1 час

Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская извест­ность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Ре­пин, В. Коновалов.

Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др.

Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.

Тема 2.2: «Народное творчество»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамбля­ми,   исполнителями   на   русских   народных   инструментах.

Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; твор­чество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибир­ский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.

Тема 2.3: «Музыкальные коллективы

Новосибирской филармонии»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с историей создания Новосибирской филар­монии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инстру­ментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы го­лоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «1пзи1а тадюа» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.

 

Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский   государственный   академический   театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной коме­дии.


Раздел 3

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»     9 часов

Защита творческого проекта. 1 час.

Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Истоки современного декоративно-прикладного творчест­ва, развитие народных ремесел.

Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Си­бирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».

Т е м а 3.3: «Народные мастера»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изде­лиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко.

Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и гра­фика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уни­кальная коллекция полотен И. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки.

Практическая работа

Посещение виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, рус­ской живописью и графикой первой трети XX века, произве­дениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся).

Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с творчеством новосибирских худож­ников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие вари­анты).

Практическая работа

Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).

 

Тема 3.6: «Новосибирские

художники-иллюстраторы»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.

Практическая работа

Сравнительный анализ творчества художников Алексан­дра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.


Раздел 4

ТЕАТР И КИНО     7 часов

Защита творческих проектов. 1 час.

 

Тема 4.1: «Новосибирск театральный»

 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общий обзор: из истории создания театров; посеще­ние — по выбору. Драматические театры: Новосибирский те­атр «Красный факел», Новосибирский областной театр дра­мы, Новосибирский городской драматический театр под ру­ководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр: Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания сибирской хроники: первый кино­театр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина — «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 год: рождение Западносибирской студии кинохро­ники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западносибирского отделения Союза кинематографистов СССР).

Практическая работа

Круглый стол по проблемам истории документального ки­но: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске.

Тема 4.3: «Детская студия мультипликации»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководи­тель — Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».

Практическая работа

Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».

В конце курса или каждого раздела проходит презентация творческих проектов.

Формы подачи материала различные:   устная    доклад,   стендовая   защита,   выставка с   комментариями,   художественный   салон,   реклама и т. д.


Темы для проектов  (1 тема в каждом разделе)

Раздел №1. «Архитектура и дизайн»

1.        «Ведущий архитектор Новосибирска – А.Д.Крячков»(страницы жизни и творчества)

2.        «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

3.        «Архитектурный облик города»

4.        С.Н.Баландин – литописец истории градостроительства Новосибирска.

5.        Новосибирские архитекторы.

6.        Храмы Новосибирска.

7.        Люимые места моего города.

Раздел № 2. «Музыкальное искусство»

1.        Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска.

2.        Новосибирские композиторы: биография, творчество.

3.        Личность Арнольда Каца

4.        Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (страницы истории).

5.        Коллективы Новосибирской филармонии.

6.        Никогда не умолкнут гармони России: братья Заволокины.

Раздел № 3. «Декоративно – прикладное и изобразительное искусство»

1.        Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания.

2.        Новосибирский государственный художественный музей.

3.        Народные промыслы Сибири.

4.        Музей «Сибирская береста»

5.        Новосибирский музей игрушки.

6.        Новосибирские художники – детям.

Раздел № 4. «Театр и кино»

1.        Театр «Красный факел» (страницы истории)

2.        Новосибирский городской драматический театр под рук. Сергея Афанасьева.

3.        Молодёжный театр «Глобус»

4.        Западно-Сибирская студия кинохроники.

5.        Детская студия мультипликации.