Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № »
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор МБОУ СОШ №
протокол от «____»______2011г. ____________________________ФИО
№ 1 «____»____________ 2011 год
СОГЛАСОВАНО
на методическом объединении
протокол от «___»_______2011г.
№ 1
Рабочая программа по
ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ
для 8 класса
на 2011 – 2012 учебный год
Программа разработана учителем
Новосибирск 2011 г
Пояснительная записка
Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта;
2. минимума содержания образования регионального компонента
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс;
3. регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;
4. учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 147».
Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
На основе целевой установки программы сформулированы задачи курса:
— приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
— формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости;
— воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
— развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.
Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:
1. «Архитектура и дизайн».
2. «Музыкальное искусство».
3. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».
4. «Театр и кино».
В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игрушечного промысла.
В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.
Каждый из представленных разделов содержит теоретические сведения, и рекомендации по проведению практической части занятия по каждой теме.
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».
Требования к уровню подготовки выпускников по РК
не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны способствовать овладению учащимися уже названными требованиями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.
В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:
в разделе «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ученик должен:
знать / понимать:
— основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;
— выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
уметь:
— выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;
— организации личного и коллективного досуга.
в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:
знать / понимать:
— основные имена выдающихся представителей музыкального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;
— иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;
уметь:
— выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Сибири посредством художественного анализа их произведений;
— организации личного и коллективного досуга.
в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:
знать / понимать:
— основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
— виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
уметь:
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
— высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства города Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством.
в разделе «театр и кино» ученик должен:
знать / понимать:
— основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;
— историю создания ведущих Новосибирских театров;
уметь:
— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для ориентации в классическом наследии и современном процессе становления художественной культуры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства;
— высказывания собственного суждения о театральных постановках;
— организации личного и коллективного досуга (посещение театров).
Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.
Примерный учебный план
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
1 |
Архитектура и дизайн |
8 |
2 |
Музыкальное искусство |
8 |
3 |
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство |
8 |
4 |
Театр и кино |
8 |
5 |
Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Защита творческих проектов |
4 |
Итого |
36 |
Примерный учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Количество часов |
Всего |
Теория |
Практика |
Раздел 1. Архитектура и дизайн |
9 |
6 |
3 |
1.1 |
История градостроительства1-3 |
3 |
2 |
1 |
1.2 |
Архитектурные ансамбли4-5 |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
Храмы6 |
1 |
1 |
|
1.4 |
Жилые массивы7 |
1 |
1 |
|
1.5 |
Места досуга8 |
1 |
1 |
|
1.6 |
Защита творческих проектов 9 |
1 |
|
1
|
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Количество часов |
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
Раздел 2. Музыкальное искусство |
9 |
4 |
5 |
2.1 |
Из истории музыкальной культуры 10-11 Новосибирской области |
2 |
1 |
1 |
2.2
|
Народное музыкальное творчество 12-13 |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии 14-15 |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Музыкальные театры Новосибирска 16-17 |
2 |
1 |
1 |
2.5 |
Защита творческих проектов 18 |
1 |
|
1 |
Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство |
9 |
2 |
7 |
3.1 |
Истоки современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремесел19 |
1 |
1 |
1 |
3.2 |
Музеи 20-21 |
2 |
|
2 |
3.3 |
Народные мастера 22 |
1 |
|
|
3.4 |
Новосибирский государственный художественный музей 23-24 |
2 |
1 |
1 |
3.5 |
Выставочный зал Союза художников 25 |
1 |
|
1 |
3.6 |
Новосибирские художники-иллюстраторы 26 |
1 |
|
1 |
3.7 |
Защита творческих проектов 27 |
1 |
|
1 |
Раздел 4. Театр и кино |
9 |
3 |
6 |
4.1 |
Новосибирск театральный 28-31 |
4 |
1 |
3 |
4.2 |
Новосибирская студия кинохроники 32-33 |
2 |
1 |
1 |
4.3 |
Детская студия мультипликации34-35 |
2 |
1 |
1 |
4.4 |
Защита творческих проектов 36 |
1 |
|
1 |
Итого |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 9 часов
Защита творческого проекта. 1 час.
Тема 1.1: «История градостроительства»
3 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин. Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др.
Практическая работа
Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области.
Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Архитектурные сооружения — один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.
Примерный художественный материал
Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирный жилой дом, здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы.
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.
Тема 1.3: «Храмы»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.
Тема 1.4: «Места досуга»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.
Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).
Практическая работа
Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление.
Тема 1.5: «Жилые массивы»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека.
Ведущие архитекторы: В. П. Авксентюк (здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного
комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел).
Раздел 2
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 9 часов
Защита творческого проекта. 1 час
Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская известность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов.
Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др.
Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.
Тема 2.2: «Народное творчество»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах.
Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.
Тема 2.3: «Музыкальные коллективы
Новосибирской филармонии»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «1пзи1а тадюа» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.
Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии.
Раздел 3
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 9 часов
Защита творческого проекта. 1 час.
Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.
Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».
Т е м а 3.3: «Народные мастера»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко.
Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уникальная коллекция полотен И. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки.
Практическая работа
Посещение виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся).
Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие варианты).
Практическая работа
Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).
Тема 3.6: «Новосибирские
художники-иллюстраторы»
1 час
Основные теоретические сведения на занятии
Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.
Практическая работа
Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.
Раздел 4
ТЕАТР И КИНО 7 часов
Защита творческих проектов. 1 час.
Тема 4.1: «Новосибирск театральный»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Общий обзор: из истории создания театров; посещение — по выбору. Драматические театры: Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».
Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».
Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.
Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания сибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина — «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».
1930 год: рождение Западносибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западносибирского отделения Союза кинематографистов СССР).
Практическая работа
Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске.
Тема 4.3: «Детская студия мультипликации»
2 часа
Основные теоретические сведения на занятии
«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководитель — Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».
Практическая работа
Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».
В конце курса или каждого раздела проходит презентация творческих проектов.
Формы подачи материала различные: — устная — доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама и т. д.
Темы для проектов (1 тема в каждом разделе)
Раздел №1. «Архитектура и дизайн»
1. «Ведущий архитектор Новосибирска – А.Д.Крячков»(страницы жизни и творчества)
2. «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
3. «Архитектурный облик города»
4. С.Н.Баландин – литописец истории градостроительства Новосибирска.
5. Новосибирские архитекторы.
6. Храмы Новосибирска.
7. Люимые места моего города.
Раздел № 2. «Музыкальное искусство»
1. Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска.
2. Новосибирские композиторы: биография, творчество.
3. Личность Арнольда Каца
4. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (страницы истории).
5. Коллективы Новосибирской филармонии.
6. Никогда не умолкнут гармони России: братья Заволокины.
Раздел № 3. «Декоративно – прикладное и изобразительное искусство»
1. Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания.
2. Новосибирский государственный художественный музей.
3. Народные промыслы Сибири.
4. Музей «Сибирская береста»
5. Новосибирский музей игрушки.
6. Новосибирские художники – детям.
Раздел № 4. «Театр и кино»
1. Театр «Красный факел» (страницы истории)
2. Новосибирский городской драматический театр под рук. Сергея Афанасьева.
3. Молодёжный театр «Глобус»
4. Западно-Сибирская студия кинохроники.
5. Детская студия мультипликации.